1-й день
49
ственный молебен, видел такое же
знамение≈лучи света, исходившие
от иконы Спасителя. Поэтому
праздник 1 августа стал совершаться
не только в Русской, но и в Констан-
тинопольской Церкви.
В благодарность Господу и Его
Пречистой Матери за дарование по-
беды святой князь Андрей Боголюб-
ский построил храм в честь Покрова
Пресвятой Богородицы на реке Нер-
ли (1165).
Истоки празднества в честь Все-
милостивого Спаса гораздо глубже,
чем воспоминание о военной победе.
Это прежде всего праздник веры в
безграничное милосердие Божие, в
то, что Бог по Своей благости необы-
чайно близок к человеку и готов
защитить его от всяких бед и напа-
стей. Эта мысль оказалась весьма
близка верующим сердцам русских
людей. Отсюда и убеждение, что
нравственная, духовная сила превос-
ходит силу грубую физическую. С
самого начала христианства на Руси
русские люди знали силу горячих
молитв, искреннего покаяния и под-
вигов благочестия. Заповедь о мило-
сердии старались сделать законом
жизни. Известно, что святой равно-
апостольный князь Владимир (+1015,
память 15 июля) благотворил нищим
и обездоленным, легко прощал при-
чинявшиеся ему обиды и был готов
миловать даже закоренелых преступ-
ников. Святой князь Андрей Воголюб-
ский этой добродетелью, по замеча-
нию летописцев, особенно напоминал
своего великого предка.
Почитание Всемилостивого Спаса
нашло отображение и в отечествен-
ной иконографии. Особенностью рус-
ской национальной школы иконо-
писи стало изображение Христа Спа-
сителя не столько как нелицеприятно-
го Судии, строгого и аскетически-
сурового, сколько как Доброго Пасты-
ря, благостного, кроткого, смиренного,
исполненного беспредельной любви и
милосердия к людям. Таковы древ-
нейшие образы Нерукотворного Спа-
са Московского Успенского Собора
(XII в.), «Спас Златые власы» (Ярос-
лавль, XIII в.), Нерукотворенный об-
раз Воскресенского собора г. Тутаева
кисти преподобного Дионисия Глу-
шицкого (XV в.). В этих ликах Спаси-
теля Божественное величие, премуд-
рость и совершенное ведение сочета-
ются с выражением тихой скорби,
сострадания и жалости к грешному и
беспомощному в удалении от Бога
человечеству. Вершина иконописного
мастерства в изображении Всемило-
стивого Спаса≈произведения Мос-
ковской школы XV века. Кисти пре-
подобного Андрея Рублева принадле-
жит образ Христа из Деису сного чина
Рождественского собора Звенигорода
(XV в.) ≈ кроткий, любящий Спаси-
тель проникает Своим Божествен-
ным взором в нестрадавшую челове-
ческую душу. С таким же открытым,
проникновенным выражением обра-
щен к зрителю лик Христа Спасителя
в куполе собора Рождества Пресвятой
Богородицы Ферапонтова монастыря,
написанный известным русским ико-
нописцем Дионисием (XV в.)
Особенным почитанием в России
отличалась икона Спасителя на вос-
точной стороне Спасских (бывших
Флоровских) ворот в Московском
Кремле. На этой иконе изображены
припадающими к стопам Спасителя
преподобные Сергий Радонежский и
Варлаам Хутынский, а также паря-
щие и придерживающие крест и
образ ангелы. На западной стене
Спасских ворот была изображена Бо-
жия Матерь с Богомладенцем и Неру-
котворенным ликом Спасителя над
главою Богоматери, Которой предсто-
ят святители Московские Петр и
Алексий. Эти изображения связаны с
чудесным сохранением града
Москвы при нашествии хана Мах-
мет-Гирея в 1521 году. Образ Всеми-
лостивого Спаса был написан над
главными воротами в Кремле соглас-
но древнему благочестивому обычаю
на Руси осенять проезжие ворота
святыми иконами. Подобные иконы
Всемилостивого Спаса находились
над въездными Кремлевскими воро-
тами в Смоленске, Новгороде и дру-
гих древнерусских городах. Ангелы,
окружающие Спасителя, охраняют
вход и исход через ворота города, это
ангелам и читается особая молитва
при закладке города. Благочестивый
царь Алексий Михайлович (1645≈
1676) повелел, чтобы через Спасские
ворота никто не проходил в головном
уборе≈это повеление обратилось в
народный обычай, освященный
многолетней традицией. За точным
соблюдением этого обычая сначала
наблюдали стрельцы, затем часовые,