№ 9-10/2005

Сщисп. Афанасий (Сахаров)
Молебен святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «признаком приближения конца света является оскудение любви. XX век был страшен своим немилосердием. И сегодня мы видим, как умножается зло вокруг нас: теракты, насилие, ложь, коррупция, плотская нечистота, культ денег, злоба и себялюбие. В этом мраке греха особенно важно свидетельство о любви Божией, свидетельство делами любви» (из Обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам Епархиального собрания г. Москвы 25 марта 2003 года)1.

Поэтому сейчас молитвенное обращение к Спасителю и Его угодникам «о еже искоренити в нас ненависти, зависти же и рвения, и вся прочия страсти, братолюбие разрушающия, и нелицемерную любовь всеяти»2 становится несравненно более важным и актуальным, чем ранее.

Публикуемое чинопоследование молебного пения св. ап. Иоанну Богослову в соединении с молебном об умножении любви составлено исповедником XX века – святителем Афанасием (Сахаровым), прекрасным литургистом и агиографом3.

Текст молебного пения приводится по сборнику «Последования молебных пений» из архива свт. Афанасия4.

Часть этого сборника содержит чины, приуроченные к праздникам месяцеслова. К таким чинопоследованиям относится и молебен св. ап. Иоанну Богослову, память которого совершается 26 сентября (ст. ст.)5.

В богослужении Церкви св. ап. Иоанн Богослов прославляется как апостол любви: «Блаженне Иоанне всемудре, обильною теплотою Христовы любве множае всех был еси учеников любимь Всевидцу Слову...» (1-я стихира на хвалитех, 26 сентября). Вероятно, поэтому с молебном апостолу свт. Афанасий решил соединить молебствие об умножении любви.

Анализируя чинопоследование, можно заключить, что святитель Афанасий, взяв за основу порядок общего молебна6, внес в его состав тексты из «Службы о умножении любве»7 и из минейной службы св. ап. Иоанну Богослову. Однако многие исходные элементы были святителем творчески переработаны, и, кроме того, были добавлены некоторые молитвословия, составленные им самим.

Святитель Афанасий вместо характерного для общего молебна пс. 142 указал пс. 132 – из-за большего соответствия его содержания тематике данного молебного пения. В прошения мирной ектении, заимствованные из «Службы о умножении любве», святителем внесена филологическая правка. Тропари на «Бог Господь» и в конце молебна приводятся им по правилам Богослужебного Устава. Вместо 50 псалма, положенного на общем молебне перед каноном, свт. Афанасий предлагает составленный им самим избранный псалом8. Далее предписывается исполнять канон св. ап. Иоанну Богослову (1-й) из Минеи (см. 26 сентября), к которому святитель дает обычные запев и катавасию. На сугубой ектении по 3-й песне канона приводятся прошения из «Службы о умножении любве» (кроме последнего, которое относится на сугубую ектению в конце молебна), и поется кондак апостола. По 6-й песне и малой ектении – кондак Спасителю из «Службы...» и чтение Священного Писания, предваряемое пением прокимнов (из «Службы...» и апостолу). Святитель несколько изменяет состав стихов евангельского чтения по сравнению с указанным в «Службе о умножении любве». По прочтении ап. Иоанну Евангелия поется стихира по 50-м псалме из его службы 26 сентября, и читается в краткой редакции (но с некоторыми добавлениями) молитва литии «Спаси, Боже, люди Твоя...». Конечная молитва предстоятеля «Господи Иисусе Христе Боже наш...» представляет собой измененный святителем текст прошения на проскомидии из «Службы о умножении любве», а следующая за ней молитва к св. ап. Иоанну Богослову – общераспространенная, но несколько отредактированная свт. Афанасием. В заключение молебна, после отпуста, на котором, кроме Богородицы и всех святых, поминается только апостол и евангелист Иоанн, поется уникальное величание, текст которого принадлежит авторству святителя Афанасия9.

Данное чинопоследование, предложенное вниманию читателя в качестве памятника литургического творчества XX века, является свидетельством об обширном наследии священноисповедника Афанасия (Сахарова) и о богатой богослужебной традиции Русской Православной Церкви.

    Примечания:
  1. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 25 марта 2003 г. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. С. 40.
  2. См. «Службу о умножении любве» (Требник. М., 2004. С. 368).
  3. Свт. Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич) родился в 1887 году в Тамбовской губернии и с детства полюбил богослужение и молитву. Обучаясь в Шуйском Духовном училище, написал свое первое литургическое творение – тропарь Божией Матери ради Ее чтимой Смоленской Шуйской иконы. После Владимирской Духовной семинарии поступил в Московскую Духовную академию и окончил ее в 1912 г. со степенью кандидата богословия за сочинение «Настроение верующей души по Триоди Постной». В этом же году ректором академии еп. Феодором (Поздеевским) был пострижен в монашество с именем Афанасий и посвящен в иеродиакона и иеромонаха. В январе 1918 г. вошел в состав членов Поместного Собора, где работал, в частности, в Отделе о богослужении, проповедничестве и храме. 10 июля 1921 г. архим. Афанасий был рукоположен во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. В течение своей архипастырской деятельности свт. Афанасий находился на епархиальном служении менее 3-х лет, т. к. многократно арестовывался органами ГПУ и провел в заточении и ссылках почти 28 лет. Святитель Афанасий написал книгу «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» и участвовал в составлении службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. Он является автором многих богослужебных последований, в частности, «Празднования Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя «Максимовская». Свт. Афанасий возглавлял Богослужебно-календарную комиссию, попечению которой вверялось издание Православного календаря и Богослужебных указаний. Почил свт. Афанасий 28 октября 1962 г. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых в чине священноисповедника.
  4. ЦИА ПСТГУ, фонд свт. Афанасия (Сахарова). Ф. I. Оп. 1, 2 (V). N№ 59/1-2. Машинопись с пометами еп. Афанасия.
  5. А также 8 мая (ст. ст.).
  6. См. Часослов. М., 2004. С. 276-296; Требник. М., 2004. С. 252–270; Октоих. Ч. 1. М., 2004. С. 705-707.
  7. В архиве свт. Афанасия (ЦИА ПСТГУ, фонд свт. Афанасия (Сахарова). Ф. I. Оп. 1, 2 (VIII). N№ 370) хранится «Сборник различных служб», отпечатанный типографским способом и по содержанию относящийся к составу Требника или Иерейского молитвослова (ср. Требник. М., 2004. С. 367-374). В тексте книги, на последнем форзаце которой святитель написал: «Сия книжица была со мной в заключении и там мной пополнялась», имеются многочисленные его заметки и поправки.
  8. Состав избранного псалма, данного в молебне, совпадает с избранным псалмом из труда свт. Афанасия «Величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храмы, или идеже будет празднование им с полиелеем» (хранится в ЦИА ПСТГУ).
  9. См. сборник свт. Афанасия «Величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храмы, или идеже будет празднование им с полиелеем» (хранится в ЦИА ПСТГУ).

Последование молебнаго пения об умножении любви
сентября 26-го святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова

По обычном начале псалом 132:

Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе. Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его: яко роса Аермонская, сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века.

Слава... И ныне... Аллилуиа, трижды.

Ектения великая:

Миром Господу помолимся...

О свышнем мире...

О мире всего мира...

О еже очистити нас от грехов и беззаконий наших, изсушающих в нас любовь к Богу и к ближним, водрузити же оную и вкоренити в сердца всех нас, прилежно Господу помолимся.

О еже всеяти в нас и благодатию Пресвятаго Духа вкоренити новую Своего Новаго Завета заповедь любити друг друга и не себе угождати, но о славе Божией и о созидании ближняго всегда ревновати, Господу помолимся.

О еже искоренити в нас ненависть, зависть, злобу и все прочия страсти, братолюбие разрушающии, и нелицемерную любовь всеяти, усердно Господу помолимся.

О еже теплую любовь к Богу и к ближним в нас благодатию Пресвятаго Своего Духа распаляти, и тою все страсти душ и телес наших из корене сожещи, Господу помолимся.

О еже искоренити в нас страсть самолюбия, добродетель же братолюбия силою Пресвятаго Духа вкоренити, сердцем сокрушенным Господу помолимся.

О еже не любити нам мира и всего еже в мире, но истинною любовию Бога и славу Его, и пользу и спасение ближних возлюбити, и на Небеси уготованная благая присно зрети, и искати сих вседушно, Господу помолимся.

О еже понудити нас не точию друзей и братий наших, но и врагов истинно любити, и ненавидящим нас благотворити, о них молитися, и о спасении их тщание имети, Господу помолимся.

О еже себе всегда внимания, себя окаявати и своя согрешения всегда зрети, себя пред Богом и пред всеми смиряти, брата никогдаже осуждати, но яко самаго себя того любити, Господу помолимся.

О еже поревновати нам древних христиан к Богу и к братиям горящей любви, и наследниками и преемниками тех быти, не образом точию, но детельною истиною, Господу помолимся.

О еже в правоверии непозыблемых, в мире и союзе любви горящих, и во всех добродетелях преспевающих нас всегда сохранити и от всех душетленных страстей невредимыми соблюсти, Господу помолимся.

О избавитися нам...

Заступи, спаси...

Пресвятую Пречистую...

Возглас: Яко подобает...

На Бог Господь, глас 4: Тропарь:

Союзом любви апостолов Твоих связавый, Христе, и нас Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче. (Дважды.)

Слава: тропарь Апостолу, глас 2:

Апостоле Христу Богу возлюбленне, ускори избавити людей безответных. Приемлет тя припадающа, Иже падша на перси Приемый, Егоже моли, Богослове, и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости.

И ныне: Союзом любви...

Псалом избранный апостола:

Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя (17:2). Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое (56:8). Возжада Тебе душа моя (62:2). Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя (62:9). Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, во веки (72:26). Искусил еси сердце мое, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда (16:3). Сердце чисто созижди во мне, Боже (50:12). Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси (50:8). Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь (38:4). Глас даша облацы, глас грома Твоего; осветиша молния Твоя вселенную (72:18-19)10. Возвестите во языцех славу Его, во всех людях чудеса Его (95:3). Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенной (48:2). Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (18:5). Долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое (90:16).

И поем канон святому Апостолу из минеи, глас 2-й, на нем же припев:

Святый апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас.

По 3-й песни катавасия:

Моли Бога о нас, святый апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

Ектения сугубая:

Помилуй нас, Боже...

Господи Боже наш, милостивно, яко благ, призри на изсохшую в любви землю сердца нашего, тернием ненависти, самолюбия и неисчетных беззаконий люте оледеневшую, и каплю благодати Пресвятаго Твоего Духа испустив, богатно ороси сию, да будет плодоносна11 и возрастит от горящей к Тебе любви корень всех добродетелей, страх Твой, и о спасении ближняго неленостное попечение, всех же страстей и многообразных лукавств и лицемерия искоренение, прилежно, яко всех благ Дателя, молим Тя, скоро услыши и человеколюбно помилуй.

Заповедь Твою любити друг друга давый Твоим ученикам, Владыко, обнови сию благодатию Пресвятаго Твоего Духа действенно в душах и в сердцах наших, да николиже о своей точию пользе, но всегда о благоугождении Тебе и о спасении и пользе ближних наших попечение творити потщимся, молимся Тебе, Благодателю Милостивый, услыши и помилуй.

Первую и большую заповедь, любити Тебя, Бога и Творца нашего, от всея души, от всея мысли и крепости нашей, и вторую, подобную ей, – любити ближних наших, яко самих себя даровавый нам, Владыко, Сам подвигни нас делом сия исполняти, да Тебе Спасу нашему угождающе и о спасении ближних наших ревнующе, обетованная Твоя благая получим, яко Владыце и Спасу нашему, прилежно припадающе, молимся, скоро услыши и помилуй.

Да совершени в любви к Тебе, Боже наш, будем, к ближним нелицемерную любовь иметь подвигни нас Твоего Духа благодатию, Владыко, к Тебе бо любовь имети мнящий брата же своего ненавидяй – ложь есть и во тме ходит. Тем же, Милостиве, любовию к Тебе и к братии распали души и сердца наша, молимся Тебе, яко милостив, скоро услыши и, яко щедр, помилуй.

Возглас: Яко милостив...

Кондак апостола, глас 2-й:

Величия твоя, девственниче, кто повесть? Точиши бо чудеса и изливаеши исцеления и молишися о душах наших, яко Богослов и друг Христов.

По 6-й песни и катавасии ектения малая, возглас: Ты бо еси Царь мира...

Кондак, глас 5-й:

Пламенем любви к Тебе распали сердца наша, Христе Боже, да тою разжигаеми, сердцем, мыслию же и душею, и всею крепостию нашею возлюбим Тя, и ближних наших яко себя, и повеления Твоя храняще, славим Тя, всех благ Дателя.

Прокимен, глас 7-й:

Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое.

Стих: Бог мой, Помощник мой и уповаю на Него.

Прокимен Апостола, глас 4-й:

Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.

Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же рук Его возвещает твердь.

Евангелие от Иоанна из зачал 46 и 51. (13: 34-35; 15: 12-14).

Рече Господь Своим учеником: заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. [О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою]12. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы. Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя. Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедах13 вам.

И Апостолу Евангелие от Иоанна, зачало 67 (21: 15-25).

Слава: Молитвами апостолов, Милостиве, очисти, множество согрешений наших.

И ныне: Молитвами Богородицы...

Помилуй мя, Боже...

Стихира, глас 2:

Богослове, девственниче, учениче возлюбленный Спасов, молим тя, молитвами твоими нас спасай от всякаго вреда, яко твое есмы стадо.

Посем глаголет диакон:

Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси род (sic!)14 христиан православных и ниспосли на нас милости Твоя богатыя, молитвами Всепречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; силою Честнаго и Животворящаго Креста; предстательством честных Небесных Сил Бесплотных; честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна; святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова и всех прочих святых славных апостолов; святых славных и добропобедных мучеников; преподобных и богоносных отцев наших; святаго благовернаго равноапостольнаго великаго князя Владимира и всех прочих святых, в земле Русской просиявших; святых праведных Богоотцев Иоакима и Анны, и всех святых; молим Тя, Многомилостиве Господи, услыши нас грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

Певцы: Господи, помилуй, 12.

Возглас: Милостию и щедротами...

По 9-й песни: Достойно есть... Трисвятое... Отче наш...

Возглас: Яко Твое есть Царство...

Тропарь, глас 3-й: Союзом любви...

И тропарь апостола, глас 2-й: Апостоле, Христу возлюбленне...

Слава: Кондак апостола, глас 2-й: Величия твоя девственниче...

И ныне: Кондак, глас 5-й: Пламене[м] любви...

Ектения сугубая:

Помилуй нас, Боже...

Сице в нас Твою любовь силою благодати Пресвятаго Твоего Духа, всели, Всещедрый Господи, да не точию братию и друзей, но и врагов наших по Твоему Божественному повелению истинно любити и ненавидящим нас благотворити будем, и о спасении их искренно тщатися, молимся Тебе, благости Источниче и человеколюбия Пучина, скоро услыши и яко Благосерд помилуй.

Еще молимся и о еже услышати...

Возглас: Услыши ны, Боже...

Диакон: Господу помолимся.

Певцы: Господи, помилуй.

Предстоятель чтет молитву:

Господи Иисусе Христе Боже наш, давый ученикам Твоим заповедь новую любити друг друга, приими молитву сию во оставление грехов всех нас, правоверных рабов Твоих, и изсякшую в нас к Тебе и к братиям любовь Духом Твоим Святым обнови и крепко сию водрузи в сердца наши, да тою заповеди Твоя исполняюще, не своей пользы на земле искати, но о Твоей славе и о созидании и спасении ближних ревновати будем, да тако в любви и мире со всеми в веке сем поживше, сподобимся, вкупе с угодившими Тебе, – в горних обителях славити Тя, и Безначальнаго Твоего Отца, и Святаго Духа в безконечныя веки веков.

Диакон: Ко святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову помолимся.

Лик: Святый апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас.

Предстоятель чтет молитву апостолу:

О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очами твоими Кровь Свою за нас непотребных рабов Своих излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращать оныя во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего: по кончине же временной жизни нашей, от немилосердых истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, его же славу ты во откровении зрел еси, ныне же в нем нескончаемой радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския от глада, губительства, земли трясения и потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобной брани: избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Отпуст:

Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

По отпусте лобызаем икону святаго апостола, поюще величание:

Величаем тя, апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, любви преисполненнаго и Христом возлюбленнаго, неизглаголанной премудрости учения возгремевшаго вселенной.

Публикация, вступление и примечания
С.А.Ванюкова

ЦИА ПСТГУ, Фонд свт. Афанасия (Сахарова). Ф. I. Оп. 1, 2 (V). №59/1. Машинопись с пометами еп. Афанасия. Л. 34-41.

    Примечания:
  1. Указанные стихи принадлежат пс. 76.
  2. Подчеркнуто в машинописи.
  3. Стих 35-й, данный в скобках, отсутствует в тексте Евангелия, приведенном в машинописи, но указывается выше, перед чтением.
  4. В Четвероевангелии: «заповедаю» (см. Священное Евангелие. М.: Изд. Московской Патриархии, 1984. Л. 178).
  5. Святителем Афанасием эта опечатка, в отличие от многих других, не исправлена.

(Вернуться к началу)