№ 7-8/2005

Вести из благочиний: май-июнь-июль

О работе Епархиального отдела по издательской деятельности и взаимодействию со СМИ

Коломенское благочиние

О работе Епархиального отдела по издательской деятельности и взаимодействию со СМИ

Ибо от вас пронеслось слово Господне…
во всяком месте прошла [слава] о вере вашей в Бога.
(1 Фес. 1:8)

Слова апостола Павла, обращенные к христианам Фессалоник, являются своего рода программой для церковных средств массовой информации. В самом деле: их задача не медлить и донести до каждого человека слово о спасении (в славянском переводе говорится, что слово Господне промчалось), причем слово о вере в Бога должно звучать повсеместно…

Именно такую задачу поставил митрополит Ювеналий перед Епархиальным отделом по издательской деятельности и связям со средствами массовой информации, который был создан в 2004 г. на базе одноименной комиссии. Сегодня можно сказать, что задача эта – создание единого информационного поля в Московской епархии – успешно решается.

Возделывать это поле приходится на трех уровнях: на общеепархиальном, на уровне благочиннических округов и на приходском. Каждый из них имеет свою специфику и свои трудности, но это позволяет, с одной стороны, учитывать особенности жизни каждого прихода, а с другой – оперативно и полно информировать о важнейших событиях церковной жизни не только Московской епархии, но и всей Русской Православной Церкви.

Начать разговор о том, чем живут и дышат общеепархиальные СМИ, хочется с того издания, которое сейчас Вы держите в руках. Это – официальный печатный орган Московской епархии, журнал "Московские Епархиальные Ведомости". Издается он с 1990 г. под редакцией митрополита Ювеналия; в составе редколлегии: ответственный секретарь протоиерей Николай Погребняк, ответственный за выпуск священник Петр Иванов и технический секретарь священник Александр Ивлев. Конечно, при минимальном (меньшим числом сотрудников обойтись просто невозможно) штате редакции было бы нереально каждые два месяца готовить по сто восемьдесят полос журнала почти с двумя сотнями цветных иллюстраций, если бы не помощь членов епархиального отдела, работающих в церковных округах и монастырях.

При тираже 10 тысяч журнал доступен клирику каждого храма, он есть и в каждой приходской, а с нынешнего года и в каждой районной и городской библиотеке – это стало возможным благодаря соглашению между Московской епархией и министерством культуры Московской области. Любое уважающее себя современное издание должно иметь электронную версию; есть она и у "Московских Епархиальных Ведомостей". Адрес журнала в сети Интернет www.meparh.ru, а география посещений сайта – все континенты, включая Антарктиду. Но наша статья, конечно, не должна показаться панегириком Епархиальному отделу по работе со СМИ: трудностей и недостатков у отдела немало, о них и скажем в первую очередь.

Какие требования предъявляет любой читатель к любому СМИ? Не ошибемся, если назовем достоверность и оперативность. Что касается первого требования, то редакция журнала старается четко отслеживать достоверность публикуемой информации, а вот с оперативностью ее получения дела обстоят не всегда гладко. Материал, который Вы сейчас читаете, готовился в период Петровского поста, но в редакцию продолжали поступать сообщения о том, как проходил в некоторых храмах Пасхальный фестиваль. Комментарии, как говорится, излишни. Зачастую не хватает опыта, журналистского мастерства – на совещаниях членов отдела об этом говорилось немало. Было высказано предложение: ежегодно проводить "мастер-классы" для епархиальных журналистов, а по опубликованным материалам – конкурс "Золотое перо Московской епархии", а также возможно более широкий обмен опытом на фестивалях православных средств массовой информации. Поэтому заметным событием в жизни отдела, да, пожалуй, и всей Московской епархии, стал Первый епархиальный фестиваль "Православные СМИ Подмосковья", который, по благословению митрополита Ювеналия, проходил с 31 мая по 15 июня 2005 г. в Балашихе. О нем мы расскажем ниже.

…При всех своих возможностях церковный журнал не может и не должен заменять такой оперативный информационный орган, как газета. Таким печатным органом общеепархиального значения стало "Православное Подмосковье" – еженедельное приложение к официальному изданию Правительства Московской области газете "Ежедневные новости. Подмосковье". Православное приложение, имея тираж более ста тысяч экземпляров, фактически исполняет функции массовой епархиальной газеты, т. к. дает возможность оперативно освещать события из жизни Московской епархии, делая эту информацию доступной буквально для каждого жителя Подмосковного региона. Не обошлось без "болезней роста" и здесь: поначалу выпуски "Православного Подмосковья" были скучноваты и напоминали "листки для народа", изданные в конце позапрошлого столетия. Новостей церковной жизни в них почти не было, а значит, потенциальный круг читателей был относительно невелик. Сегодня "Православное Подмосковье", по мнению читателей, стало полноценной газетой: в нем имеется постоянный новостной блок, интересные иллюстрации, рассматриваются самые разные стороны жизни Церкви.

Читателя, конечно, заинтересовывать и привлекать нужно, но не любой ценой. В чем принципиальное отличие церковных СМИ от светских? Вектор светских СМИ, как правило, отрицательный: они стремятся заинтересовать потребителя информации (читателя, зрителя, слушателя), как правило, событием негативным: кровавой драмой, разоблачением, скандалом. Это характерно не только для "черного пиара", когда в нужный момент в СМИ вбрасывается компромат, но буквально для любой новостной программы, проверьте хоть сейчас! Насколько труднее привлечь и удержать внимание людей позитивной информацией, знает любой журналист. А ведь для церковной прессы, для православных радио- и телепередач в равной степени неприемлемы как спекуляция на нездоровом интересе к скандальным подробностям, так и различные "страшилки". Принципами церковных СМИ являются актуальность, новизна и спасительность распространяемой информации и при этом, конечно, профессионализм и мастерство ее подачи. Тому, насколько содействуют человеческому спасению публикации в епархиальных СМИ, был посвящен серьезный разговор на совещании, проведенном епархиальным отделом в феврале; насколько своевременным оказалось это обсуждение, показал фестиваль.

"Православные СМИ и издательская деятельность Московской епархии" – так официально назывался Первый фестиваль православных СМИ Подмосковья. Местом его проведения стала Балашиха. Как и любое значимое церковное торжество, фестиваль начался с богослужения. Литургию в Преображенской церкви г. Балашихи, по благословению митрополита Ювеналия, 31 мая совершил архиепископ Можайский Григорий. Владыке сослужили благочинные Балашихинского, Щелковского, Егорьевского, Люберецкого и Павлово-Посадского церковных округов, духовенство Балашихинского, Мытищинского и Орехово-Зуевского благочиний. За богослужением присутствовал глава Балашихинского округа В.Г.Самоделов, ответственные работники районной администрации, многочисленные работники светских СМИ. Главным событием программы праздника стало открытие большой выставки православных СМИ в городской картинной галерее.

В залах была представлена разнообразная периодика, издаваемая во всех благочиниях и многих монастырях Московской епархии, много ярких и интересных книг, разнообразная аудио- и видеопродукция. Большим успехом посетителей выставки – а она продолжалась более двух недель, – пользовалась и выставка фоторабот, посвященная духовной жизни Подмосковья. Но не только фотографии привезли из своих благочиний участники фестиваля: в залах можно было найти и произведения детского творчества – от детских рисунков до вполне профессионально вырезанных из дерева царских врат для будущего храма, и изделия церковно-прикладного искусства. Посетители высоко оценили золотое шитье, иконопись, резьбу. Один из храмов (Троицкое-Кайнарджи) привез на фестиваль произведения кулинарного искусства, правда, к концу вернисажа от них не осталось ничего. Не будем забывать, что фестиваль был посвящен средствам массовой информации: их на стендах, в витринах, на больших и малых экранах и мониторах было представлено столько, что, осмотрев всю экспозицию, кто-то из светских гостей-журналистов заметил: для муниципальной периодики всей Московской области хватило бы одного зала…

Не только количеством и разнообразием периодики впечатлял гостей фестиваль: для многих стало настоящим открытием то, что Московская епархия активно работает в сфере электронных СМИ. Ведь не секрет, что к традиционным трудностям, с которыми сталкивается человек, особенно молодой, в море житейском, добавились искушения "виртуальной реальности". Поэтому особенно важно, чтобы для людей, блуждающих в кибер-пространстве, находились маяки, основанные на незыблемом камени веры Христовой. Такие "маяки" можно было найти прямо в залах балашихинской картинной галереи: в режиме "он-лайн" работали некоторые представленные на фестивале Интернет-сайты, и посетители могли, например, не только познакомиться с новостями сайта Серпуховского благочиния, но выйти и на любой адрес православных ресурсов всемирной сети.

Неизменным успехом пользовалась экспозиция Богородского благочиния; на большом экране непрерывно демонстрировались фильмы о паломнических поездках знаменитой (уже не только на всю Московскую область – на всю страну) Православной гимназии имени священномученика Константина Богородского: восхождение на Эльбрус, морское паломничество по греческому архипелагу, лыжный марш-бросок на Валдай…

Наверное, именно в работе с детьми и молодежью наиболее рельефно выглядела миссионерская направленность епархиальных СМИ. Воспитательная функция всего того, чем занимается епархиальный отдел, несомненна, и не только потому, что наша периодика подробно рассказывает о реализации соглашения между Мос-ковской епархией и министерством образования Московской области. Почти все газеты благочиний и приходов содержат материалы, предназначенные непосредственно для детей. Но в пасхальные дни увидело свет еще одно новое издание – "Православная школьная газета".

Сделаем небольшое отступление: на момент проведения фестиваля православных СМИ в Московской епархии было более ста двадцати наименований периодики – газет, журналов, приходских листков, – которые выходили общим тиражом почти в полмиллиона экземпляров. Немало, но, как отметил на встрече с министром и руководителями органов управления образованием Московской области митрополит Ювеналий, назрел качественно новый этап в работе наших средств массовой информации: их специализация. Это позволит поднять на качественно новый уровень их содержание, даст возможность общаться с конкретной читательской аудиторией, поможет выявить "болевые точки" в духовной жизни определенных групп верующих, уврачевать их духовные недуги.

"Православную школьную газету" издает на своем приходе священник Петр Иванов, настоятель Троицкого храма г. Люберцы и сопредседатель Координационного совета при Министерстве образования Московской области. Газета получилась интересная: она и о школе, и для школы. В ней есть официальные материалы о сотрудничестве епархии и министерства образования, множество новостей из жизни школ – не только приходских воскресных, но и общеобразовательных, где ученики изучают "Основы Православной культуры". Опять процитируем одну из гостей фестиваля – серьезную даму, много лет возглавляющую один из департаментов системы образования. "Читай, да на ус наматывай!" – заявила она, вручая внимательно просмотренную газету одному из своих коллег. В газете есть вкладыш-приложение, авторами которого являются сами школьники. Есть интересные, очень живые интервью, есть серьезные размышления о концепции воскресной школы, есть даже православное либретто оперы П.И.Чайковского "Иоланта". Наконец, главное: эту замечательную газету бесплатно получают все храмы и монастыри Московской епархии. Когда верстался этот номер нашего журнала, готовился к выходу в свет третий выпуск "Православной школьной газеты".

Еще один пример очень удачной специализации церковной периодики: журнал "Духовное обозрение. Реутов Православный". Издает его настоятель Казанского храма г. Реутова священник Максим Максимов, секретарь Синодальной Комиссии по канонизации святых. На страницах этого журнала читатель найдет жития новомучеников, чудом сохранившиеся фотографии, документы из следственных дел, ценные архивные материалы; в научный оборот вводятся творения новопрославленных святых, их эпистолярное наследие, дается их иконография. В мае вышел девятый выпуск "Реутова Православного".

Скажем несколько слов о "ветеране" епархиальных СМИ. В 1992 г., по благословению митрополита Ювеналия, в Коломне начал выходить ежемесячный "Благовестник". Учредителями газеты стали приход Успенского кафедрального собора и Православное братство имени святого благоверного князя Димитрия Донского. Пример поучительный: при скромных полиграфических возможностях редакция (священник Владимир Пахачев, протоиерей Николай Качанкин, протоиерей Игорь Бычков) сумела сделать добротную православную газету, без которой сегодня трудно представить духовную жизнь Коломны. Это одна из немногих епархиальных газет, на которую можно подписаться; круг читателей "Благовестника" – самый широкий. Коломенцы любят свою православную газету, часто пишут в ее редакцию письма, и в культурном пространстве Коломны она занимает довольно заметное место.

А вот православная периодика Видновского благочиния ориентируется, главным образом, на юного читателя. Полиграфия здесь тоже скромная, но и к оформлению, и к составлению газеты "Родник" привлечены дети – воспитанники православной гимназии "Сабурово" в честь преподобного Серафима Саровского. Такие издания служат наглядным доказательством того, что нашей Церкви есть что предложить детям взамен соблазнов низкопробной массовой культуры.

Мы уже упоминали о том, что странички для детей имеются в большинстве периодических изданий Московской епархии. Но есть и собственно детская периодика: дважды в месяц выходит для православной коломенской детворы "Глаголик" (редактор – протоиерей Вадим Маркин, настоятель Троицкой церкви в Щурово). На другом конце Московской области, в Пушкинском благочинии, священник Виктор Нестеров издает при своей воскресной школе "Зернышко". Далеко за пределами Рузского благочиния известны издаваемые протоиереем Игорем Лепешинским "Назидательные сказки для детей и взрослых" (их вышло уже несколько выпусков) и "Детский музыкальный катехизис" – эти книги вызвали особый интерес у участников и гостей фестиваля православных СМИ, где их можно было не только посмотреть, но и приобрести.

Участники и гости фестиваля дали высокую оценку таким изданиям, как "Отчий светильник" (Щелковское благочиние), "Клин православный", коломенские "Благовестник" и "Глагол" ("старший брат" упомянутого выше "Глаголика"), "Преображение" (Балашихинское благочиние), – эти газеты имеют не только "свое лицо", но и устойчивый круг постоянных читателей, распространяются не только в храмах и монастырях, но также поступают в муниципальные библиотеки, где, по свидетельству библиотечных работников, пользуются неизменным интересом читателей. Мы говорим здесь о читательском спросе не только на основании более или менее высоких тиражей: на фестиваль многие участники привезли очередные номера своих изданий в значительных количествах – с тем, чтобы раздать желающим, и оказалось, что посетители разобрали практически все запасы уже в день открытия фестиваля. Если бы не было интересно, не брали бы!

В Московской епархии издается, конечно, не только периодика. Книги и брошюры занимают важное место в деятельности епархиального отдела. Приведем несколько цифр: в епархии ежегодно издается до 90 наименований книг, общий тираж которых превышает 500 тысяч экземпляров, а кроме того, еще до 30 наименований различной листовой продукции. Большинство из представленных на фестивале изданий читателю известны. Это и выпущенное к юбилею образования Московской области новое издание книги-альбома "Монастыри и храмы Московской епархии"; его презентация прошла во время торжественного вечера в Государственном Кремлевском дворце в октябре прошлого года. Этот фолиант можно считать образцом коллективного творчества всего епархиального духовенства: материалы для книги готовили в монастырях и благочиниях; каждый настоятель внес свою лепту в ее подготовку.

Кроме этой книги-альбома высокую оценку гостей выставки получило еще одно богато иллюстрированное издание: "Московский Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь". Книга была приурочена к 10-летию возобновления монашеской жизни и 480-летию основания обители. Исторический очерк сопровождается множеством уникальных фотографий; на данный момент это самое фундаментальное исследование, посвященное Новодевичьему монастырю. Пользовалась успехом и еще одна книга, посвященная монашеским обителям: "Монастыри в окрестностях Москвы", изданная иждивением Вознесенской Давидовой пустыни.

В области книгоиздания пальму первенства неизменно держит Клинское благочиние: благотворительный издательский фонд "Христианская жизнь" выпускает десятки наименований книг и брошюр, которые отличаются как доступной ценой, так и высоким качеством полиграфии. В последнем в день открытия фестиваля смогли убедиться все участники и гости: в зале картинной галереи прошла презентация только что вышедшего из печати издания Евангелия, которое было осуществлено "Христианской жизнью" при благотворительной помощи семьи Самоделовых. Президент фонда "Родная Балашиха" Л.А.Самоделова подарила новое издание Евангелия каждому участнику праздника.

Жизнь современного общества – а социологи все чаще называют его информационным – просто невозможно представить без радио и телевидения. Простой пример: на открытии фестиваля православных СМИ Подмосковья работало до десятка телекамер: событием епархиальной жизни заинтересовались репортеры многих светских СМИ.

Работа на радио и телевидении для епархиального отдела стала одним из приоритетных направлений. Вновь приведем цифры: православные радиопередачи в течение месяца звучат в подмосковном эфире более 70 часов, а телепрограммы – около 35 часов. Только за последний год продолжительность вещания увеличилась приблизительно вдвое. При этом православные телепрограммы, как и церковная пресса, становятся разнообразнее и интереснее. Свидетельство тому – растущий рейтинг передач в таком новом для церковной журналистики формате, как прямой эфир. Значение таких программ трудно переоценить: не только постоянные прихожане наших храмов, но и иноверцы с интересом их смотрят и задают вопросы в прямом эфире священникам, ведущим передачи.

На стендах, мониторах, видеокассетах и дисках в залах картинной галереи было широко представлено это направление работы епархиального отдела. Приведем в пример флагмана православного эфира Подмосковья: студия "Богородск", действующая при Богоявленском соборе г. Ногинска, уже пятый год каждый день выпускает в эфир радиопередачу в диапазоне FM 104.9. Передача идет в течение часа в дневное время, а кроме того, еще одна 5-минутная православная программа ежедневно транслируется по радиосети г. Ногинска.

Об успехах Богородского благочиния в создании видеофильмов мы уже говорили, но и "принимающая сторона" представила свои работы: это серия учебных видеофильмов по курсу "Основ Православной культуры", подготовленная духовенством Балашихинского благочиния на местном телеканале, она называется "Дорога к храму"; два из восьми фильмов этой серии (о преподобном Серафиме Саровском и о Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы) получили поощрительные премии фестиваля "Православие на телевидении". Накопленный в Мос-ковской епархии опыт работы на телевидении позволяет говорить о том, что это не только один из самых востребованных, но и самый доступный и действенный вид СМИ. Характерный пример: на одну из передач "Слово пастыря" в прямом эфире на Балашихинском ТВ позвонила сотрудница госпиталя с просьбой найти для раненого солдата баян, и к концу передачи поступило уже три звонка от зрителей, предложивших свои музыкальные инструменты.

При многих храмах организованы православные видеосалоны, где не только прихожане, но и любой желающий может познакомиться с православными видеофильмами. Таких видеосалонов сейчас около сорока.

Среди благочиний, буквально "ворвавшихся" в эфир, следует отметить Видновское. Кроме уже упомянутых периодических изданий, здесь идет активная работа на районном радио – это еженедельные передачи "Православный календарь", "Новости Видновского благочиния" и "Объясните, батюшка".

Но, конечно, самым известным и неизменно пользующимся успехом у зрителей является телевизионный журнал "Православное Подмосковье". Он ежемесячно выпускается на дисках и видеокассетах, а распространяется через благочинных для показа на региональных телевизионных каналах. Как газета "Православное Подмосковье", этот тележурнал выходит при благотворительной поддержке Правительства Московской области. Над осуществлением этого проекта работает режиссер Димитрий Островский.

В начале нашей статьи мы упоминали об официальном Интернет-сайте, на котором представлена вся информация о жизни Московской епархии, в том числе и электронная версия епархиального журнала. Сайт существует четыре года; ответственным за его работу является священник Алексий Михаленя. Количество посетителей сайта насчитывает сотни тысяч, и это свидетельствует, что в виртуальном пространстве информация о Церкви жизненно необходима: в стремительно меняющемся мире Церкви есть что о себе рассказать, и количество людей, желающих услышать этот рассказ, постоянно растет. Но Интернет-ресурсы епархии кроме официального www.meparh.ru. включают также сайты благочиний, монастырей и храмов. К работе по созданию информационных ресурсов Московской епархии привлечены и студенты Коломенской Духовной семинарии. Это и работа на Интернет-сайте www.kduhsem.narod.ru. Будущие пастыри учатся пасти стадо Христово и на бескрайних просторах виртуальной реальности…

Хотелось бы высказать слова особой благодарности тем, кто помогает сотрудникам Епархиального отдела по издательской деятельности и взаимодействию со СМИ; это касается как финансирования различных проектов, требующих немалых расходов, так и непосредственно журналистской, редакторской и издательской работы. Подмосковные светские средства массовой информации не просто охотно идут на контакт с церковными СМИ – они активно ищут взаимодействия, и это взаимодействие динамично развивается: за последний год количество публикаций в светских изданиях превысило 1200. С церковными СМИ активно сотрудничают около четырехсот авторов, редакторов, издателей. То, что это сотрудничество носит благотворительный характер, ко многому обязывает и церковные СМИ. Это касается как оперативности, достоверности и актуальности информации, так и ее потребления. Поэтому одной из задач Епархиального отдела по издательской деятельности и связям со СМИ стало широкое вовлечение в работу молодежи, – тех, кому предстоит жить в информационном обществе. Православной молодежи надо научиться не только пассивно потреблять информацию, но и активно ее созидать, исполняя завет Господень идти по всему миру и проповедовать Евангелие. Молодежные пресс-центры действуют в Коломенском (протоиерей Игорь Бычков), Одинцовском (священник Георгий Базанов) и Богородском благочиниях.

Наше описание работы Епархиального отдела по издательской деятельности и взаимодействию со средствами массовой информации было бы неполным, если бы мы не предоставили слова гостям – тем, кто может дать профессиональную оценку работе отдела. Наши корреспонденты обратились с просьбой дать интервью к некоторым гостям форума. Первым отвечает на вопросы генеральный директор Издательского дома "Московия" Сергей Шестаков.

Сергей Петрович, немалое время нашего сотрудничества свидетельствует о жизненности совместных изданий. Тем не менее первый вопрос таков. Вся продукция "Московии" – это светские газеты, журналы и книги. На Ваш взгляд, должны ли светские издания отражать события православной жизни?

– Мне представляется искусственным разделение на светское и несветское. Вера – это важнейшая сторона жизни людей, особенно – вера православная, которая является жизненным духовным стержнем для многих жителей Подмосковья. Когда нынешние газеты – те, что выходят из стен нашего Издательского дома или в других издательствах, – пишут о жизни региона, они не могут пройти мимо событий духовной жизни Московской области. Возрождение разрушенных храмов и открытие новых, благотворительная и воспитательная деятельность Русской Православной Церкви – все это, наряду с иными многообразными проявлениями жизни Московской области в других сферах, является полноценной составляющей нашего бытия.

Как пример: огромна популярность таких праздников, как Пасха, Рождество Христово и других. Наши читатели нас не поняли бы, если на страницах "Ежедневных новостей Подмосковья" и "Подмосковье. Неделя" регулярно не появлялись бы публикации, посвященные церковным праздникам.

А многие читатели интересуются православной тематикой?

– Есть серьезные основания считать, что среди тех, кто покупает наши издания, много верующих людей. В "Московию" приходят письма с теми или иными вопросами, касающимися Православия. Иногда нам приходится работать как справочное бюро: читатели звонят, чтобы узнать, как доехать до монастыря или до храма, о котором мы написали, или принять участие в церковной службе того или иного религиозного праздника, о котором мы рассказали. Особенно люди хотят приехать на службу, которую будет совершать Владыка митрополит. Ведь приезд митрополита Ювеналия в любую точку Московии – это событие, по крайней мере, районного масштаба. Так что мы не можем не учитывать таких фактов: "Ежедневные новости. Подмосковье" – это правительственная газета, рассказывающая о реальной жизни Подмосковья, о самых значительных событиях жизни.

Телефонные звонки раздаются в редакциях наших газет и по вопросам менее серьезным, но важным для звонящих. Ответы на письма и телефонные звонки читателей мы помещаем на странице одного из основных изданий "Московии" – "Ежедневные новости. Подмосковье". Страница газеты, размещающая такие материалы, как Вам известно, называется "Православное Подмосковье". Такое хорошее и точное название страницы – предложение митрополита Ювеналия.

Ведь и сам этот проект – детище Владыки митрополита и губернатора Московии...

– Да, появление материалов православной тематики – это веление времени. А появились эти проекты как результат добрых отношений между губернатором области Борисом Всеволодовичем Громовым и митрополитом Ювеналием. В основе таких отношений находится общая вера.

Вера воспитывает и поддерживает человека, который с самого рождения нацелен на поиски жизненного ориентира, идеалов добра и красоты. Сейчас потребность человека в вере велика как никогда: в душе у наших современников образовался огромный вакуум, а природа, как известно, не терпит пустоты. Человек ищет духовную точку опоры, и многие находят ее в Православной вере. Иногда бытует такое мнение, будто за позицией верующего человека что-то скрывают или, показывая себя верующим, человек хочет казаться в глазах окружающих лучше, чем есть на самом деле… Честно говоря, и у меня в жизни был период, когда я воспринимал веру как дань переменчивой моде, и не более. Однако Господь дал мне понять, что это не так. Надо с уважением относиться к религиозным взглядам любого человека. И в конечном счете православные материалы в изданиях "Московии" имеют место потому, что это нужно людям.

Наша беседа происходит на исходе пасхального периода. Скажите, а Вы сами праздновали праздник Святой Пасхи?

– Все члены моей семьи ждали праздника Пасхи. Мы традиционно встречаем Пасху как семейный праздник. Мы не только всей семьей ходим в субботу перед праздником освящать куличи, но и участвуем в Пасхальном богослужении. Сам я каждое воскресенье хожу в Преображенскую церковь, которая находится в Переделкино. Делаю это потому, что мне это действительно необходимо…

На страницах периодических изданий "Московии" много места уделяется краеведению, истории жизни православных храмов и монастырей Подмосковья: недавно такие материалы появились в еженедельнике "Подмосковье. Неделя". Какую задачу ставит перед собой редакция?

– С момента Крещения Руси нельзя разделять историю России и историю Церкви. Воскрешая в памяти историю прошлого, мы возвращаемся к родным корням. К сожалению, многое утеряно: раньше все знания и традиции передавались по цепочке, от отца к сыну, от деда к внуку. Сейчас цепь прервалась. Необходимо ее восстановить. Помочь в этом могут и должны средства массовой информации.

А какие еще периодические издания, содержащие православные материалы, выпускает Ваш Издательский дом?

– В текущем году увидел свет новый журнал "Подмосковный Летописец". В планах редакции этого нового журнала – тесное сотрудничество с Московской епархией. По-другому данный проект и не мыслился. Мы направили письмо с просьбой о сотрудничестве на имя Правящего архиерея Московской епархии митрополита Ювеналия и рады, что получили положительный ответ: по благословению Владыки членом редколлегии стал протоиерей Николай Погребняк – председатель Епархиального отдела по издательской деятельности и взаимодействию со СМИ. "Подмосковный Летописец" – это альманах, то есть он выходит не каждый месяц. Журнал объемный, серьезный. Материалы в нем разные, но почти все они так или иначе связаны с Православием. В нем есть статьи, написанные священниками. В планах Издательского дома проведение мониторинга с целью узнать, насколько востребованы сегодня подобные издания. Живая связь с читателями – всегда вещь необходимая. "Летописец" с этой целью попадет во многие библиотеки области.

Кроме того, хочу обратить внимание читателей на книгу, вышедшую к 60-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Она называется "Ратный подвиг. 1941–1945". Издание, выпущенное "Московией", большого формата и объема – около 500 страниц. Книга не имеет прямого отношения к теме сегодняшней беседы, но славный юбилей, такой важный для России и, в частности, для Подмосковья, который мы все отметили в святые Пасхальные дни, – это юбилей нашей общей Победы.

На наши вопросы отвечает полковник В.В.Панченков, руководитель пресс-службы Внутренних войск МВД России.

Василий Васильевич, Ваше отношение к церковным СМИ: нужны ли, востребованы ли?

– Церковные СМИ существуют, и они объективно должны существовать хотя бы потому, что это один из способов защитить свои ценности, аргументированно ответить на вызовы времени. Кроме церковных СМИ никакие другие это не будут делать, так как по многим проблемам современности у Церкви своя позиция. А примеров того, как авторитетные и влиятельные светские СМИ вольно или невольно искажают послания Церкви, не доносят их до общества, хоть отбавляй. Не мне вам говорить об этом.

Церковные СМИ поэтому нужны, но они не должны отставать от светских ни в техническом оснащении, ни в полиграфическом исполнении, ни в формах и методах подачи материалов, ни в принципах работы на общем информационном пространстве. Они также не должны претендовать на какие-либо привилегии. В этом, по моему мнению, и содержится залог их востребованности не только у воцерковленных людей, но и у мирян. Хочешь – не хочешь, а перед церковными СМИ стоит миссионерская задача.

На фестивале православных СМИ "Вера и слово" в ноябре прошлого года была озвучена впечатляющая статистика: только в Подмосковье выходит более 80 православных периодических изданий, 38 радио- и 42 телепередачи, а сейчас, наверное, уже и больше. Я живу в ближнем Подмосковье, но, скажу честно, не ощущаю пока на себе особого влияния церковных СМИ. До меня если и доходят, то, говоря техническим языком, очень слабые колебания того самого информационного пространства, которое призваны возбуждать церковные СМИ. Это значит только одно: коэффициент полезного действия церковных СМИ в области православного просвещения мирян пока еще невысок.

Спасибо за критику. А какова, по Вашему мнению, должна быть основная тематика публикаций на православную тему в светской печати?

– Публикации по православной тематике должны, я думаю, быть прежде всего такими, чтобы пробуждать неподдельный интерес светского общества, мирян к различным сторонам церковной жизни и, что немаловажно, к христианской культуре. Я, например, еще в отроческом возрасте занимался живописью в изостудии при Доме культуры. Художником не стал, но интерес к художественному творчеству сохранил, как оказалось, на всю жизнь. Вся русская классическая живопись ХVIII–ХIХ веков, как на фундаменте, стоит на библейских мотивах, вся русская культура теснейшим образом связана со Святым Писанием.

В наше рациональное время и кружков, и изостудий значительно поубавилось, а в тех, которые еще сохранились, плата такова, что не каждая российская семья может себе это позволить. Вот и ниша для православных СМИ!

Но здесь один подводный камень: публикации, авторами которых выступают священнослужители, отличаются глубиной православных знаний, но зачастую в них обнаруживается отсутствие опыта их доступной подачи, а в материалах профессиональных журналистов, если они отваживаются обратиться к церковной тематике, налицо опыт, но нет православных знаний. Вывод напрашивается сам собой: учить и тех, и других, держа в уме одну цель – просвещение всех россиян и российского воинства духом Православия.

Знакомы ли Вы близко с какими-либо церковными СМИ, церковными передачами? Ваше мнение о них.

– Церковные СМИ особенно в последние годы стали заметным явлением в потоке газет и журналов. Я имею в виду периодически появляющиеся православные полосы в газетах Министерства обороны РФ "Красная звезда" и в газете Министерства внутренних дел "Щит и меч". Материалы в них небольшие по объему, разнообразные по тематике, адаптированы к современному газетному стилю. Поскольку эти печатные издания приходят к нам по подписке, то есть возможность читать их регулярно и даже направлять туда свои материалы или материалы войсковых авторов.

Другие церковные газеты попадают ко мне нерегулярно. Это, прежде всего, газета Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями "Победа, победившая мир" и православная народная газета "Русь державная", в которых много материалов, взятых из светской жизни, но той или иной гранью соприкасающихся с церковной тематикой. К сожалению, в этих газетах преобладают громоздкие материалы, излишне назидательные, прямо поучающие, неоправданно пафосные. На их фоне, пожалуй, предпочтительнее выглядит небольшая газета "Москва Православная".

Официальная газета РПЦ "Московский церковный вестник" – это весьма специфическая газета, ориентированная на высшее духовенство и потому сознательно высоко держащая планку помещаемых в ней материалов.

Из журналов можно отметить "Русский дом" – довольно информативное издание, содержащее разноплановые материалы, близкие читателю. Читательские голоса, кстати, уверенно звучат с его полос. Но, насколько я могу судить, делается журнал довольно келейно, встречи с читателями, выездные редакции и другие формы работ из этого ряда здесь не практикуются.

С интересом читаю журнал "Московские Епархиальные Ведомости": он и по формату, и по дизайну, и по полиграфическому исполнению – флагман церковных СМИ. На протяжении последних двух лет имею удовольствие знакомиться с содержанием отдельных номеров. Многие материалы прочитываю, некоторые – очень внимательно. Привлекают публикации о Пушкинском благочинии, в которых часто содержатся сведения из прошлого Пушкинского района. Это хорошее подспорье в моих краеведческих изысканиях, которые я часто публикую в местных газетах. В последнее время стали интересными выпуски "Православного Подмосковья" в официальном печатном органе Московской области. Это радует.

Вы – профессиональный журналист; хотелось бы услышать от Вас критику, предложения в адрес журнала "Московские Епархиальные Ведомости".

– Ну, уж не обижайтесь! Журнал, мне кажется, несколько замкнулся в границах Московской епархии и "утонул" в ее делах, вплоть до самых незначительных, как бы попал в сети своего же названия. Лет через пятьдесят для будущих историков Церкви, диссертантов журнал будет ценнейшим источником информации. Но, может быть, стоит подумать о том, чтобы расширить эти рамки, ставшие ему тесными? Хотелось бы, например, больше знать о роли Православия в отечественной культуре, в жизни и деятельности многих выдающихся деятелей страны, о судьбе православных святынь, хранящихся в музеях. При ваших возможностях это, мне кажется, значительно расширило бы круг читателей. Журнал будут читать не только жители Подмосковья.

А чем не мотив для серии публикаций об известной выдумке правительства большевиков об отделении Церкви от государства? Сегодня, как белый свет, всем ясно, что это анахронизм. Почему же не поставить вопрос об отмене этого решения и о выработке новой модели церковно-государственных отношений?

Продолжая эту тему, мне кажется, что журналу можно активнее откликаться на острые вопросы современности, не отставать от живой жизни. Совсем недавно мы были свидетелями и это нам активно показывали по телевидению, как Русская Православная Церковь активно выступила против миссионерских поползновений Католической церкви. К слову сказать, у главы российских католиков нашлись и защитники в некоторых светских СМИ. Эти самые светские СМИ нет-нет, да и поднимают вопрос о некоем грядущем расколе Православной Церкви. Можно было бы, в конце концов, и поспорить, подискутировать на страницах журнала с некоторыми, даже системообразующими, светскими СМИ. Мне кажется, вашему журналу это по плечу.

В журнале, на мой взгляд, следует полнее отражать работу Епархиальных отделов. Прочитал недавно, что Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, например, в прошлом году осуществлял через духовенство епархии свое служение в 230 различных подразделениях Министерства обороны РФ и других силовых ведомств. На территории воинских частей сегодня расположено 17 храмов, 15 часовен и 23 молитвенных помещения. Мне думается, что очень перспективное направление. Больше пишите о развитии пастырского душепопечения среди военнослужащих!

Заключительное интервью мы взяли у протоиерея Игоря Бычкова. Десятый год в Коломне действует Православное молодежное братство во имя святого благоверного князя Димитрия Донского. Одно из направлений его работы – сотрудничество со средствами массовой информации. Об этом служении и участии в нем молодежи мы беседуем с руководителем братства – отцом Игорем.

Отец Игорь, расскажите, как создавался Ваш молодежный пресс-центр.

– "Пресс-центр" – это громко сказано. Ведь у молодежного братства нет пока ни помещения, ни своего компьютера, ни специальных занятий. Единственное, что, слава Богу, есть – это инициативная творческая молодежь. Вы заметили, как много талантливой молодежи приходит в Церковь? Хотя сам по себе приход представителей юного поколения в храм – уже показатель наличия у него главного таланта – духовности и стремления к Господу. И поскольку я руковожу молодежным братством и также возглавляю заседания редколлегии нашей православной газеты "Благовестник", то естественно возникло желание подключить к творческой работе и молодежь. Правда, начали мы не с газеты, а с телевидения.

Но ведь православные часто жалуются, что их не пускают на телеканалы?

– Это больше относится к центральному телевидению. На местном эфире совсем другая картина. Здесь подчас трудятся обычные русские люди, патриоты, которые понимают, что без духовной пищи, без освещения церковной жизни, без Православия средства массовой информации в России не могут обойтись. У нас сложились прекрасные отношения с коллективом Коломенского телевидения во главе с директором А.П.Кулешовым. Это не мы их, а они нас нашли и предложили создать православную передачу.

Сразу решили, что коллектив будет молодежный. Так, в 1998 г. впервые появились на Коломенском ТВ "Православные новости", которые регулярно выходят в эфир до сего дня. Начинали мы с 5 минут, но вскоре дошли до 20.

Что в этих программах Вы доверили молодежи?

– Прежде всего – роль ведущих и интервьюеров. В этом качестве попробовали себя, и не безуспешно, Екатерина Персикова, Марина Давыдова, Екатерина Королева, Роман Бурасов, ряд семинаристов. Татьяне Ртищевой очень удавались рассказы о православных святых. Но особенно плодотворна была деятельность Елены Белугиной. Она окончила институт культуры, и ей можно было доверить редакторскую и режиссерскую работу. Причем все это проходило на общественных началах. Наша молодежь тратила свое свободное время и силы ради просвещения. И сама, наверное, что-то приобретала.

Шли годы, и абсолютно все мною названные создали свои семьи, воспитывают теперь детей. Три девушки даже избрали нелегкую долю жены священника.

В последнее время мы передали программу студентам Коломенской семинарии. Сейчас иерей Димитрий Громов (выпускник этого года), Роман Лужнов, Михаил Поздникин и Александр Сухарев под руководством проректора семинарии иеромонаха Константина (Островского) успешно продолжают это дело.

Но мы слышали, что одними "Православными новостями" сотрудничество с Коломенским телевидением не ограничилось: на фестивале православных СМИ были представлены и Ваши фильмы.

– Да, благодаря таланту Елены Белугиной мы создали несколько фильмов. В 1999 г. Коломну во второй раз посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Глава Русской Церкви освятил после завершения реставрации наш Успенский кафедральный собор. Мы постарались увековечить это историческое событие. Так появился большой фильм "Первосвятительское благословение Коломне". Коломенское телевидение даже получило грамоту за него на Всероссийском фестивале "Православие на телевидении".

Вторая работа была более сложной. Мы решили создать фильм о коломенском новомученике священнике Василии (Горбачеве, 1885–1938), настоятеле Никольской церкви села Парфентьево. Его тогда только канонизировали. Были еще живы две его дочери, хорошо помнившие отца. Ведь они уже учились в школе, когда пострадал иерей Василий. Их воспоминания и легли в основу фильма "Путь Христов". Нам очень дорога эта работа.

И здесь семинаристы теперь продолжают наше дело. Не так давно создан новый фильм о святителе Филарете, небесном покровителе Коломны.

Ну а если вернуться к прессе?

– Нашему "Благовестнику" уже тринадцатый год идет. Появилась необходимость омоложения коллектива. Рады, что недавно в редколлегии появился настоящий художник. Василина Королева только что окончила институт имени Сурикова. Создает замечательные графические иллюстрации к житиям святых, да и к любым практически материалам газеты. Скоро можно будет устраивать выставку ее работ.

В "Благовестнике" нередко проходят практику студенты отделения журналистики Коломенского государственного педагогического института. Читателям, наверное, запомнились публикации Ольги Кулешовой, Инны Евлановой, Анны Коронаевой.

Интересно пишут и участники православного братства Димитрия Донского. Так, Анна Иванова, Алексей Макеев, Ярослав Коломенский были признаны лучшими молодыми авторами в 2003–2004 гг. Сейчас подают надежды Анастасия Чепуркова и Зоя Долинская.

Полгода назад появилось новое начинание – из студентов Коломенской Духовной семинарии образована журналистская группа. В ней пока 4 человека – студенты 1–3 курсов: Антоний Шугалей, Павел Железов, Дмитрий Денисов, Александр Вишневский. Им поставлена задача, в каждом полугодии иметь публикации в "Благовестнике". И они стараются ее выполнять, каждый выпустил уже несколько статей. А ведь написать материал, достойный публикации в нашей газете, ничуть не легче, чем курсовой реферат в семинарии. Надеюсь, этот опыт очень поможет будущим пастырям в их служении.

А каким, по-Вашему, должен быть молодежный пресс-центр?

– На этот вопрос лучше пусть ответят сами молодые авторы.

Анастасия Чепуркова, старшеклассница, 16 лет:

– Во-первых, там должна быть именно молодежь, т. е. люди единого возраста и интересов, но уже поработавшие в этой сфере. У центра должно быть свое печатное издание для публикации работ. Обязателен доступ в Интернет, без этого в современной журналистике просто невозможно. Хорошо бы создать свой сайт в глобальной информационной сети. Ну и конечно, у пресс-центра должно быть свое помещение.

Вы сотрудничаете и со светскими изданиями, и с церковными. Куда труднее писать?

– В принципе в любую газету писать трудно. Подбор материала, подготовка интервью – все это требует сил и умения. В светские газеты готовлю чаще материалы о событиях культурной жизни города и района, пишу о том, что именно мне интересно. В православной газете хотелось бы развивать молодежную тему, писать о жизни и проблемах православной молодежи. Ведь пока большинство церковных изданий ориентировано на людей зрелого возраста.

Зоя Долинская, студентка, 18 лет:

– Считаю, что молодежный православный пресс-центр обязательно должен быть в Коломне. Нужно дать возможность молодым высказывать свою точку зрения и параллельно развивать свои познания в журналистике. Можно было бы открыть молодежные, поэтические, детские странички в том же "Благовестнике", а лучше всего создать свою православную молодежную газету или журнал. Пресс-центр должен объединять пишущую творческую молодежь, начинающих литераторов и поэтов.

Сейчас ведь молодежь предоставлена сама себе. С нами мало кто занимается. Отсюда многие проблемы, в том числе непонимание и конфликты поколений. А нам, молодым, хочется новых открытий. В душе рождаются интересные мысли и слова, и так хочется обо всем рассказать… Нашу молодежь нужно приучать к взаимопониманию, дружбе и открытости, к долгу перед Отечеством и любви к ближнему. Эту миссию и должен нести православный молодежный пресс-центр. Думаю, с появлением такого центра многие молодые обретут Бога и откроют для себя Православие.

Наверное, на этой оптимистичной ноте и следует закончить наш краткий обзор работы Епархиального отдела по издательской деятельности и взаимодействию со СМИ – ведь именно к этому призывал Господь Своих учеников: Идите, научите все народы (Мф. 28:19).

протоиерей Николай Погребняк

(Вернуться к началу)

Коломенское благочиние

Духовным сердцем Коломны называют Успенский кафедральный собор. Он был заложен в 1379 г. великим князем Димитрием Донским в честь первой победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. А в 1380 г. глубоко религиозный полководец, собиратель Русской земли, молился в строящемся храме накануне Куликовской битвы. Вскоре после победы, решившей судьбу России, собор был завершен и стал главным в Коломенской епархии, открытой в 1353 г.

Но еще старше Успенского кафедрального собора церковь Иоанна Предтечи, которая находится в тихом окраинном уголке города среди небольших домов, утопающих в зелени. В 2007 г. – к 830-летию Коломны – ей исполнится семь столетий. Народное предание возводит постройку к домонгольским временам. Получается, что это древнейший белокаменный храм во всем Подмосковье.

А в начале лета богомольцы устремились в самую, можно сказать, молодую коломенскую церковь – церковь преподобного Сергия Радонежского в Протопопово. Здесь, по благословению благочинного – священника Владимира Пахачева, какое-то время находилась икона преподобного Серафима Саровского, явленная чудесным образом нашей современнице Серафиме Ивиной в 1991 г. Дважды ей, жительнице села Шкинь, являлся в чутком сне батюшка Серафим. Святой повелел благочестивой женщине обрести его образ в одном из домов у некой Марии. Серафима Васильевна искала икону долго – около десяти месяцев. Она упорно обходила окрестные селения, спрашивая Марию. А Мария-то, оказалось, жила в селе Шкинь!

Два года назад, когда не только православная Россия, но и весь православный мир праздновал столетний юбилей обретения мощей и прославления преподобного Серафима Саровского, с этим образом совершался грандиозный крестный ход по Коломенскому району и Коломне. Настоятель Троицкой церкви в Протопопово священник Олег Горбачев с большим воодушевлением сказал, что в маленький крестильный храм преподобного Сергия Радонежского в те летние дни, что находилась здесь чудотворная икона, притекало великое множество людей. Приходили и приезжали свои, коломенские. Молились перед дивным образом, от которого исходит благоухание, верующие и из других благочиний – Озерского, Луховицкого, Раменского. Немало было паломников из Москвы и Рязани…

Вообще-то самой Троицкой церкви, с которой связаны имена четырех новомучеников, пострадавших за веру Христову, уже нет. Она была варварски уничтожена в годы лихолетья, и возле того места, где святыня высилась, сверкала куполами на живописном берегу Оки, в советское время без особых колебаний построили канализационный коллектор. Когда возникла потребность в покаянии, для Троицкого храма пришлось искать новое место в Протопопово. Место нашли и построили вначале деревянную церквушку преподобного Сергия Радонежского, затем поблизости возвели фундамент для будущего каменного храма. Его настоятелю, пастве и благотворителям предстоит немало потрудиться, чтобы в обозримом будущем на этом фундаменте вырос величественный Дом Божий. По словам отца Олега, дружная сплоченная община готова к подвижническому труду и каждый чувствует молитвенную поддержку святых XX столетия – протоиерея Виктора Смирнова, иерея Иоанна Калабухова, старосты храма Иоанна Летникова, архимандрита Никона (Беляева) – последнего настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина монастыря перед его закрытием (в миру это был протоповский священник Георгий Беляев).

"МЫ СПЛАВЛЕНЫ ДУХОВНЫМИ ДЕЛАМИ"

Так написал коломенский литератор, историк-краевед Роман Славацкий в своем стихотворении "Язык Церкви". А дальше идет емкая образная строчка: "…и жар молитв – прочней, чем сталь мечей". Жар молитв и прочный сплав духовных дел – это можно отнести не только к тому времени, когда русским людям пришлось на поле брани сражаться с врагом, терзающим Отечество. Это можно отнести и к сегодняшнему дню православной Коломны. Соединены духовным деланием члены Православного братства во имя святого благоверного князя Димитрия Донского, созданного тринадцать лет назад при Успенском кафедральном соборе, настоятелем которого является ректор Коломенской Духовной семинарии протоиерей Николай Качанкин. А при этом братстве девять лет назад было организовано молодежное православное движение.

– Мы заметили, что воскресную школу для взрослых посещали в основном люди старше 30 лет. В детскую воскресную школу ходили малыши и подростки. А молодежь с ее спецификой, ее проблемами у нас выпадала из поля зрения, – сказал протоиерей Игорь Бычков. – Поэтому молодые священники кафедрального собора решили обойти все высшие учебные заведения, среднеспециальные и пригласить юношей и девушек в культурный центр "Лига" на занятия для молодежи.

Фотогазеты, сделанные за минувшие девять лет, зримо показывают, какой насыщенной духовной жизнью жили эти годы коломенские студенты и старшеклассники, молодые рабочие и служащие, потянувшиеся к вере. Столько интересных и душеполезных встреч, паломнических поездок, миссионерских походов у них было! Столько добрых дел на счету! Взять хотя бы работу социальной службы – службы милосердия. Страшно подумать, как много в стране одиноких стариков и инвалидов обречено на прозябание! Из-за физической немощи они не могут выйти на улицу и порадоваться ясному дню. Не в состоянии прибрать в квартире, и углы зарастают пылью. Часто у них нет возможности с кем-то душевно побеседовать, поделиться сокровенным. В общем многие чувствуют себя выпавшими из водоворота жизни. Но вот, представьте, приходят к ним молодые люди и начинают делать уборку, ремонтируют дом или квартиру. Приходит врач – чуткая верующая женщина – и после обследования дает советы, рекомендации. Приходит батюшка – исповедует и причащает. Жизнь инвалида налаживается, потому что теперь это жизнь с Богом и людьми…

– В социальную службу идет та молодежь, которая в процессе воцерковления поняла главное: отдавать надо значительно больше, чем брать, – говорит отец Игорь Бычков.

Особенно привлекают молодежь летние лагеря, где основное время занимают молитва и труд. Каждое лето молодежный отряд вместе с духовными наставниками отправляется в какое-то из сел, чтобы помочь в восстановлении полуразрушенного храма. На глазах многих преображалась Покровская церковь села Сосновка соседнего благочиния – Озерского. Вначале там даже не было настоятеля, и коломенские священники совершили первую Божественную литургию, первое венчание молодой сосновской пары. Сегодня храм восстановлен, действует, крепнет его приход.

Притягательно для творческой молодежи сотрудничество с "Благовестником", который по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия стал выходить в Коломне с 1992 г., – то есть это была первая православная газета в Подмосковье. Давно уйдя от компиляции, перепечаток из других изданий, она в каждом номере дает много местного материала и старается освещать события глубоко и ярко. А студенты Духовной семинарии регулярно ведут получасовые "Православные новости" на Коломенском телевидении. Кстати, о социальном служении они тоже знают не понаслышке. Семинаристы опекают детский дом в Большом Колычево, и некоторые из них стали крестниками обездоленных ребятишек, взяв ответственность за их судьбы.

Если продолжить тему социального служения, то обязательно надо сказать о приходе церкви Пресвятой Троицы г. Коломны (Щурово). Созданная при ней патронажная служба делает поистине благое дело: раз в месяц "Газель" объезжает старых людей, которые годами мечтали побывать в храме на богослужении, но настолько ограничены в движении, что без посторонней помощи не могут пройти даже небольшое расстояние. Водитель и медсестра помогают пожилому человеку (чаще всего это старушка) спуститься по ступенькам, сесть в микроавтобус и затем едут дальше. Собирается человек десять, желающих попасть на праздничную Литургию. А после богослужения бабушек приглашают разделить трапезу, дарят им подарки. Нетрудно представить, как ликует душа каждой из них в этот удивительный день!

– Мы не замыкаемся в рамках прихода, – сообщил настоятель храма протоиерей Вадим Маркин. – Звонят нам, допустим, из другого конца города – и туда едем, забираем стареньких богомольцев.

Здесь же, при церкви Пресвятой Троицы, в великолепном церковноприходском доме, стены которого украшены рисунками детей и фотографиями, запечатлевшими дальние путешествия, действует благотворительная столовая. Еже-

дневно приходят пообедать десятки людей. Если кто-то прийти не может – например, многодетная мать, сидящая с малыми ребятишками, то она отправляет старшего ребенка, и тот приносит еду в бидончиках. При коломенских храмах действуют 3 благотворительные столовые. А при церкви Пресвятой Троицы в Щурово – еще и пункт раздачи одежды, тоже ставший большим подспорьем для малоимущих.

Кроме того, подобно Дому трудолюбия святого праведного Иоанна Кронштадтского, тут есть дом (пускай совсем простенький, деревянный, с печкой), где люди без определенного места жительства – попросту бомжи – могут получить жилье. Не все, конечно, а лишь те, кто готов усердно трудиться на территории храма, напрочь забыв о лени и спиртном. Вначале бомжи работают за еду. Через месяц не нарушившие ни разу трудовую дисциплину могут поселиться в домике. Еще спустя время они начинают получать небольшую зарплату. Словом, кто хочет вернуться к нормальной жизни – пожалуйста, возможность такая есть. Даже восстановить утерянные документы помогут!

Отдельного разговора заслуживают воскресная школа и православная гимназия при этом храме. Невозможно в одном-двух абзацах поведать о многообразии их жизни, так организованной взрослыми и духовным наставником – отцом Вадимом, что ребенок учится с радостью, с радостью раскрывает тайны бытия и стремится к творчеству. Ученики воскресной школы, помимо общеобязательных предметов (Священного Писания Ветхого и Нового Завета, литургики, истории Русской Православной Церкви и других) выбирают еще предметы "необязательные", но очень привлекательные. Среди них – лепка, театр, вышивка и вязание, бисероплетение, резьба по дереву и т. д. А школа водного туризма – это, конечно, для самых смелых и выносливых. Ведь не так просто пройти на катамаранах по рекам Карелии или в Саянах по водным просторам спуститься к потухшему вулкану! Но смельчаки находятся, осваивают плавание и на катамаранах, и на байдарках. И нет отбоя от желающих поехать в летние лагеря на остров Валдай (Иверский монастырь), в деревню Яковлевка возле Дивеевской обители, на Соловки (Спасо-Преображенский монастырь), в Архангельскую область (Сийский монастырь).

Что касается православной гимназии, то официальное ее название – филиал Проводниковской среднеообразовательной школы при церкви Пресвятой Троицы г. Коломны (Щурово) – районная экспериментальная площадка "Духовно-нравственное воспитание детей".

– Пожалуй, в России единственная такая гимназия, которую неформально опекают и государственные власти, и церковные, – заметила старший ее преподаватель Татьяна Алексеевна Мельникова.

Татьяна Алексеевна – человек с большим педагогическим опытом – уверена в том, что занятия в гимназии по системе ведущего психолога XX в. Л.В.Занкова (к слову, взятой на вооружение во многих странах мира) весьма и весьма плодотворны. Они позволяют за короткий срок усвоить большой объем знаний и при этом дают простор творчеству, не травмируют нервную систему школьника зловещей отметкой "два"…

РЕВНОСТЬ В ПОСЛУШАНИИ

Наверное, этого наипрочнейшего сплава духовных дел не было бы сегодня, если бы не православные пастыри и их ревность в послушании. Чувствовалось, что те направления, за которые они отвечают, близки им по духу. Вот что сказал протоиерей Игорь Бычков:

– Все началось с благословения митрополита Ювеналия. Сам я вырос в невоцерковленной семье, в молодости был комсомольским лидером – нет, не освобожденным секретарем комитета комсомола, но активистом. Прошел очень непростой путь от безверия к вере в Бога. Видимо, Владыка увидел, что меня волнуют проблемы молодых, еще не нашедших духовную опору в жизни, и лет десять назад отправил на встречу представителей Международного православного братства СИНДЕСМОС. Она проходила в Минске. Тогда меня поразило, как много в других странах делается для молодежи, а у нас – нет… Затем, во время паломничества в Грецию, знакомый православный священник показал мне молодежный центр, который он окормляет, и я загорелся идеей создать подобный центр у себя в городе.

Протоиерей Вадим Маркин курирует работу воскресных школ Коломенского благочиния. Судя по всему, ему тоже дали это послушание не случайно.

– Закончив биохимический факультет, я стал преподавать в школе природоведение, ботанику и одновременно был школьным воспитателем, – начал рассказывать батюшка. – Водил ребят в турпоходы, серьезно занимался с ними спортивным ориентированием. Все это и мне, и им нравилось. Я думал, что останусь в школе на всю жизнь. А когда встал вопрос о моей учебе по духовной линии и я почувствовал в себе готовность учиться, то только одна мысль не давала мне покоя: как я оставлю ребят? Кто им будет помогать советом и делом? Признаться, тогда и не подозревал, что мои возможности – возможности священника, настоятеля храма – в этом отношении увеличатся в тысячу раз…

Иерей Димитрий Измайлов пятый год окормляет военнослужащих Коломенского гарнизона. Приведу его слова:

– Приходишь в какую-то из воинских частей, и первый вопрос, который мне задают солдаты настороженным голосом: "Вы-то сами, батюшка, в армии служили?" – "Служил", – говорю. Вижу, в глазах появляется интерес: "Где? В каких войсках?" Называю Байконур, ракетные войска стратегического назначения. После этого настороженность исчезает, начинается доверительная беседа. Их доверие священнику я чувствую и во время исповеди. Стараюсь найти слова поддержки в трудных ситуациях, и, поверьте, не раз и не два мне удавалось предотвратить побег отчаявшихся солдат, последствия которого могли бы быть страшными. Вообще наша армия – это огромное поле сеяния для слова Христова. Нужны только ревностные сеятели.

Один из них – молодой коломенский священник Сергий Федченко – сеет слово Божие на другом "поле". В колонии, среди заключенных. Благодаря его трудам и помощи во всех вопросах руководства этого исправительного учреждения здесь появилась домовая церковь в честь преподобного Серафима Саровского. В ней совершаются Божественные литургии, крещения. Один из осужденных – восемнадцатилетний Алексей – сказал мне, что в своем городке, соседнем с Коломной, он слыл отъявленным хулиганом. Школу бросил после шестого класса, работать нигде не хотел – болтался по городу с утра до вечера, наводил с дружками страх на горожан. Теперь этот паренек с большим волнением читает книгу "Земная жизнь Пресвятой Богородицы" и готовится принять Таинство Святого Крещения. Как только у него выходной, сразу идет в храм помогать.

…Одна из серьезных забот отца Сергия – как устроят свою жизнь те, кто выйдет из заключения. Не попадут ли снова в привычный мир грехов и соблазнов, что заставили их совершить преступление? Поэтому он – настоятель еще двух церквей (Покровской в Коломне и святителя Николая Чудотворца в деревне Дарищи) – создал небольшую общину из людей, вышедших на свободу.

– Принимаю в нее лишь тех, – с твердостью в голосе сказал батюшка, – кто имеет какое-то представление о благочестии и почувствовал вкус к молитве, к труду во славу Божию.

Если окормлять колонию – это послушание отца Сергия, то брать на себя многотрудные хлопоты по созданию такой общины, обеспечивать ее работой и хлебом насущным никто священника не обязывал. Никто, кроме его пастырского долга. Точно так же пастырский долг, внутренняя потребность заставили одного из самых молодых священников благочиния – иерея Георгия Муравлева – начать изучать язык глухонемых, чтобы после богослужений собираться с людьми, страдающими этим недугом, и обсуждать евангельские чтения, звучавшие на службах, чтобы ездить с ними в паломничества и непростым языком жестов рассказывать о святынях. В начале года прошла одна Божественная литургия с сурдопереводом, затем были еще. Отец Георгий настроен на дальнейшее – и очень серьезное – обучение языку глухонемых. Это при том, что он назначен ответственным за социальное служение Церкви в Коломенском благочинии, и дел у него, как говорится, невпроворот.

– Я рад, что митрополит Ювеналий благословил меня побывать на двух общероссийских семинарах, где обсуждались вопросы проповеди Православия среди глухонемых, – сказал священник. – В Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Это мне очень помогло в создании небольшой общины при Троицкой церкви на Репне, где я служу.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Невольно возникает вопрос: почему Коломна, несмотря на трудности материального бытия, живет столь насыщенной духовной жизнью? Один из ответов, пожалуй, такой: настоящий русский человек, патриот Отечества, просто не может не почувствовать свою кровную связь с историей, которая оживает тут на каждом шагу и дает импульс добрым делам и мыслям. Я вспоминаю, с каким трогательным волнением, будто это случилось вчера и с очень близкими ему людьми, рассказывал благочинный церквей Коломенского благочиния протоиерей Владимир Пахачев, настоятель Троицкой церкви на Репне, как в эту церковь сто с лишним лет назад пришел священник Михаил Дроздов. Прихожане встретили его недружелюбно, потому что хотели видеть на его месте другого настоятеля. Раздосадованные, они решили ограничить свои приношения за исполняемые им церковные требы, надеясь, что нежданный батюшка покинет их приход. Однако отец Михаил и матушка Евдокия не роптали, не гневались, не жаловались на судьбу. В конце концов их терпение, доброта, любовь победили жестокосердие. А прихожане… Из гонителей многие стали усердными почитателями священника Михаила Дроздова – отца будущего митрополита Московского и Коломенского Филарета…

Имя святителя земли Русской митрополита Филарета прочно связано с Богоявленской церковью в Гончарах, возле которой в 1782 г. в материнском доме появился на свет мальчик Вася Дроздов. "Коломна не разумела тогда, какого младенца даровал ей Бог", – написано в книге, посвященной истории и сегодняшнему дню церкви в Гончарах. Ее настоятель – протоиерей Андрей Хмылов – сообщил, что, по дошедшим до нас сведениям, бабушка часто брала сюда маленького Васю. Здесь он воспитывался в вере и благочестии, здесь полюбил молитву и православное богослужение. Сегодня эта церковь привлекает верующих своим благолепием, торжественным строем служб, чудотворным образом "Страстной" иконы Божией Матери, другими намоленными иконами. Среди прихожан есть курсанты Коломенского высшего артиллерийского командного училища, которое вот уже более восьми лет окормляют клирики Богоявленского храма.

На территории самого училища находится действующая церковь Рождества Христова, основанная на рубеже XVII–XVIII вв. Там совершаются Божественные литургии, молебны, панихиды по всем погибшим воинам-выпускникам училища, имена которых – сотни имен – помещены на памятных мраморных досках на стене храма. И все же во время увольнения в город некоторые курсанты стараются прийти на службу в величественный Богоявленский храм (к слову сказать, единственный в городе, который не закрывался в годы лихолетья). До слез трогает и молодых прихожан, впервые слышащих эту историю, и курсантов – будущих командиров рассказ об удивительной стойкости протоиерея Иоанна Розанова, который когда-то столько сил положил, чтобы не погасла последняя духовная свеча Коломны. А воспоминания прихожанки храма З.И.Ильиной помогают нам как бы зримо увидеть дивного пастыря и представить его подвижнический труд. Вот что она пишет: "В последние годы своей службы отец Иоанн не мог уже сам ходить, и верующие женщины в дождливую и зимнюю погоду возили его на простой рабочей телеге или на салазках. Улицы, по которым его возили, в то время были еще не асфальтированы. Иногда он падал с тележки… Но службы в храме не прекращались".

Сколько подвижников жило на этой благословенной земле, имена которых остались на скрижалях истории! К 620-летию Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря его на-стоятель игумен Григорий (Щелкунов) написал песню "Еще одна жемчужина России". Начинается она словами:

Там, где Москва-река Оки
Касается приветным плеском,
Воздвигнут Дмитрием Донским
Был монастырь Богоявленский.

Все пережил этот древний монастырь – и подъемы, и спады. Одна из самых трагических его страниц связана с репрессиями советской власти. И с именем архимандрита Георгия (Беляева). Георгий Николаевич Беляев принял священство в 1918 г., прекрасно осознавая, что идет на Голгофу. Спустя какое-то время он, священник Троицкой церкви в Протопопово, был арестован и отправлен в ссылку. Вернувшись оттуда, принял монашество с именем Никон. Архимандрит Никон, как уже говорилось выше, стал последним настоятелем Богоявленского Старо-Голутвина монастыря перед его закрытием. В 1925-м пастыря снова арестовали, а в кровавом 1937-м – расстреляли. О подвиге преподобномученика Никона (Беляева) знает каждый студент Коломенской Духовной семинарии, что размещается на территории Старо-Голутвина монастыря.

В семинарии преподают многие священнослужители благочиния. Сам отец Григорий (Щелкунов) еще до своего назначения настоятелем обители создал прекрасный хор из семинаристов, который сегодня известен по всей Московской области, да и не только. Пел хор в Храме Христа Спасителя, в Государственном Кремлевском дворце. Ездили семинаристы в паломническую поездку в город Бари к святым мощам Николая Чудотворца. Теперь хором руководит проректор семинарии по воспитательной части иеромонах Константин (Островский), а отец-настоятель обители по-прежнему пишет для семинаристов духовные песни.

– У нас с семинарией самые добрые отношения, – заключил игумен Григорий. – Ребята помогают монастырю в хозяйственных и реставрационных работах – спасибо им за это. Лично я рад, что молодые люди, будущие пастыри, учатся и трудятся в таком намоленном месте, о котором будут вспоминать в своих приходах.

Перед своим вторжением на Русь Мамай говорил: "Прииму землю Русскую и разорю церкви христианские, и веру их на свою переложу, и велю кланятися своему Махметю; идеже церкви были ту, ропати (т. е. мечети) поставлю, а баскаки посажу по всем градом русским, а князи русьская избию". Не сосчитать, сколько с тех пор было попыток недругов разорить церкви христианские! И разоряли, оскверняли наши святыни! Но, слава Богу, они восстают из руин и строятся новые храмы. В тридцатые годы прошлого века протоиерей Иоанн Розанов не дал погасить последнюю духовную свечу Коломны – Богоявленский храм в Гончарах. Сегодня их возгорелось на коломенской земле сорок пять! Как написал историк-краевед, член Союза писателей России Роман Славацкий:

Еще славянский род не побежден,
Пока звучит возвышенный канон,
Пока горит словесная лампада!

Словесная лампада – глубокая мудрая проповедь пастырей – все ярче разгорается в коломенских храмах.

Н.Ставицкая

(Вернуться к началу)