№ 7-8/2005

Главная святыня Куликовской битвы
Заметка о Донской иконе Пресвятой Богородицы

Благодатную помощь многажды являла еси,
Царице Небесная, чрез чудотворный образ Твой Донской,
егда смерть вскоре предстояше людем…

(Акафист Донской иконе Богоматери)

Православное учение о чудесном заступничестве Пресвятой Богородицы свидетельствует, что Пречистая являет людям Свою помощь там и тогда, когда это содействует спасению, приводит к принципиальному изменению их духовного состояния, к покаянию (metanoia): Слезы покаяния, яко миро многоценное, в чистый плат со тщанием собираеши, Заступнице, да егда Страшному Суду грешная душа предстанет, плат сей, слезами наполненный, на весы Божия правосудия возложиши и адския муки молением крепким свободиши, кающихся прибежище (стихира на литии). Особенно наглядно мы видим это заступление на примере благодатной помощи Матери Божией земле Русской чрез Ее святые иконы в годину общенародных бедствий, особенно нашествий иноплеменных.

Церковь благодарно хранит сведения об избавлении Руси от вражеских нашествий как в литургическом предании, так и в иконографии. В год 625-летнего юбилея Куликовской битвы нельзя не вспомнить о той святыне Православной Церкви, которая вошла в историю с тем же славным именем, что и победитель, – о Донской иконе Пресвятой Богородицы.

Известно, что источником богородичной иконографии являются прежде всего гимнографические тексты; в византийском искусстве это особенно наглядно видно в памятниках XIII-XVI вв., когда появились и получили широкое распространение иконы Богоматери – живописные парафразы Акафиста Благовещению Пресвятой Богородицы, праздничных стихир, тропарей, задостойников. На Руси такие иконы получили распространение в XV-XVI вв.; примером могут служить Тихвинская и Владимирская иконы Богоматери XVI в., находящиеся в Псковском музее, – на первой имеется 24 клейма, иллюстрирующих кондаки и икосы Акафиста (Взбранной Воеводе победительная), а на второй – 20 клейм с житием праведных Иоакима и Анны, и Самой Пресвятой Богородицы.

В XVI-XVII вв. на Руси кроме литургических текстов в создании новой иконографии Богоматери стали использовались и исторические повествования. Появляются чтимые списки древних прославленных икон с житийными клеймами, в основе которых лежат сказания о чудесах, явленных через эти святыни. Таких икон известно немало. Примером могут служить иконы XVII в. "Владимирская" с 64 клеймами "Сказания о ее чудесах" (сейчас она в музее имени Андрея Рублева) и "Тихвинская" с 99 клеймами из Успенского собора Московского Кремля. Можно говорить о том, что практически все древние иконы Матери Божией имеют списки XVI-XVII вв. с клеймами и, соответственно, источники новой иконографии – литургические тексты, посвященные чудесным событиям.

Донская икона Пресвятой Богородицы в этом плане, как нам представляется, несправедливо забыта.

Конечно, списков Донской, известной с конца XIV века, было немало. Это, прежде всего, так называемая Малая Донская, написанная уже в конце XIV в. для обители преподобного Сергия [1]. Чтимые списки Донской были сделаны в XVI и XVII вв., причем не только для Москвы. В Сольвычегодском Благовещенском соборе находился список Донской иконы Богоматери начала XVII в. с надписью: "Сей образ рисан Истомою Савиным, иконописцем Государевым, по обещанию Семена Аникеевича Строганова". В 1668 г. Симон Ушаков написал копию древней прославленной Донской иконы для малого собора Донского монастыря. Она повторяет композицию древней иконы, но отличается цветовой гаммой от того, что видим мы сегодня: в XVII в. Донская икона находилась под записью [1].

Вспомним те, довольно скудные, сведения о явлении и прославлении древнего Донского образа. Сразу оговоримся, что не ставим своей задачей полемику с историками искусства, сомневающимися в присутствии Донской иконы на Куликовом поле [см. лит. 3, 6, 13]. Древняя икона находилась в Успенском соборе Коломны до середины XVI в., затем ее перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля, где она была одной из чтимых воинских святынь.

В 1919 г. Донская икона была изъята Комиссией по сохранению и раскрытию памятников древней живописи при Отделе изобразительного искусства Наркомпроса РСФСР, передана в Исторический музей, а позднее в Третьяковскую галерею, где и находится до сих пор.

Наименование "Донская", говорящее об участии иконы в Куликовской битве (1380) и о ее чудесной помощи рати Димитрия Донского, встречается в летописных источниках, начиная с середины XVI в., например, в летописном сообщении о пребывании в Коломне Ивана Грозного, молившегося здесь в 1547 г. перед началом похода на Казань. В Патриаршей или Никоновской летописи читаем: "И приходит государь в церковь Успения Пречистыя и припадает ко образу Пречистыя, иже на Дону была с преславным великим князем Дмитрием Ивановичем" [11, т. 13]. Под 1563 г., сообщая об участии иконы в Ливонском походе, летописец уже прямо называет ее "Донская" [11, т. 13].

По случаю избавления Москвы от войск крымского хана Казы Гирея в 1591 г. в честь этой иконы был основан Донской монастырь [4].

Богоматерь Донская относится к иконографическому типу "Умиление". В своей "Иконографии Богоматери" Н.П.Кондаков как отличительную особенность этого типа "Умиления" отмечает обнаженные до колен ножки Младенца Иисуса Христа [5].

У ученых нет единого мнения как о точной датировке, так и об авторстве Донской иконы. Высказанное более 80 лет назад И.Э.Грабарем мнение о том, что Донскую написал Феофан Грек, отодвигает время ее написания к 1392 г., т. к. именно под этим годом летопись сообщает о росписи Успенского собора в Коломне.

Существует точка зрения, по которой Донскую икону относят к числу памятников, выполненных "новгородскими учениками Феофана", которые продолжали сотрудничать с ним и в Москве [8].

На основании летописных свидетельств и описей Успенского собора (который также называется Донской) в "Писцовой книге Коломны" 1577-1578 гг., упоминающих икону "Пречистыя Богородицы Донския на беле… да на другой стороне у того образа Успения Пречистыя Богородицы", большинство исследователей считает Успенский собор Коломны изначальным местом нахождения иконы, откуда она могла быть перенесена в Москву около 1591 г.

Писцовая книга упоминает в церкви Успения Богоматери три примечательные иконы: храмовый образ Успения, "образ Пречистыя Богородицы Донския" с Успением на оборотной стороне, стоявший в киоте в местном ряду иконостаса, и еще одну двустороннюю икону – Богородицы Милостивой и Успения Богоматери, находящуюся в алтаре церкви за престолом. Возможно, время написания дошедшей до нашего времени Донской иконы относится к окончательному оформлению Коломенского Успенского собора. Вероятно, это могло быть напоминанием о Донской битве, – подобно тому, как возникло и несколько литературных произведений на тему Куликовской битвы, например, специальная летописная "Повесть", а также "Сказание о Мамаевом побоище" и "Задонщина" [2].

И.А.Кочетков существующую ныне Донскую икону называет копией древнего чудотворного образа, перед которым накануне Куликовской битвы молился Димитрий Донской. По мнению Кочеткова, оригинал погиб, а список, сделанный в 90-х гг. XIV в., не покидал Москвы [6]. Веские аргументы приводит в своей статье Л.А.Щенникова, считающая, что икона попала в Благовещенский собор Кремля между 1552, когда она впервые упоминается летописью, и 1563, под которым о пребывании "Богородицы Донской" в Коломне говорится в прошлом времени: "Прежде того стояла…" Икону же, упоминаемую описью 1578 г., Щенникова считает "заменной", поставленной вместо древней, перенесенной в Москву [13].

Несомненно, что для русских людей, идущих на Куликово поле, Донская икона была святыней, может быть, и не древней, но почитаемой: Гряди, гряди, Богородице, избавление носящи от сопротивных, Воевода еси полку святителей… и нас защити, едина Заступнице Преблагословенная (на Господи воззвах, Богородичен).

Первоначально икона была на золотом фоне, сейчас он почти полностью утрачен, но изображения Богоматери и Христа сохранились хорошо. Правой рукой Богоматерь придерживает Младенца, обнаженные ножки Которого опираются на Ее левую руку. Правая ручка Христа в жесте благословения протянута вперед, а в левой опущенной руке Он держит запечатанный свиток. Обе фигуры даны крупным планом, они как бы придвинуты к переднему краю иконы. Обращает на себя внимание то, что в отличие от многих других русских икон Умиления, где образ Богоматери дается в отрешенном настроении скорби или светлой грусти, Донская написана необыкновенно реалистично: художник изображает радостную улыбку Младенца, легкую улыбку на устах Матери. Христос совсем по-детски тянется к щеке Марии, а Она отвечает Ему прикосновением рук, наклоном головы, ласковым светом глаз, – это подлинный образ нежности и любви [2]: Видяще Тя, Богородице, во объятиях Младенца Христа держащую и главою к Пречистому лику Его кротце приникшую, разумеваем Божественную любовь Твою и непрестанное о мире ходатайство (Акафист Донской иконе Богоматери, кондак 2).

При этом вишневый (цвет назывался багор) мафорий Богоматери с золотыми звездами по краям, да и весь колорит Донской, напоминает не только о багрянице Царицы Небесной, это и напоминание о Ее славном на поле брани пришествии (1-я стихира на стиховне), когда много крови русских людей пролито было нашедшим на землю нашу лютым врагом (2-я стихира на стиховне).

Донская икона была выносной, на обороте ее – Успение Пресвятой Богородицы. Композиция Успения отличается строгой симметрией и лаконичностью (Успение краткого извода). Невольно обращает на себя внимание стоящая пред ложем Приснодевы Марии горящая свеча на подсвечнике: ее колеблющееся пламя – не только символ угасания земной жизни Богородицы, душу божественную и непорочную в руце Бога положившей (похвалы Пресвятой Богородицы, стих 73). Это и призыв молиться к Ней во дни тяжких обстояний Отечеству нашему (канон, песнь 1-я).

Мы упоминали выше так называемую Малую Донскую икону Богоматери, написанную в конце XIV века, – возможно, что это был список чтимой святыни, сделанный для преподобного Сергия, благословившего великого князя Димитрия на битву. Икона вложена в Троице-Сергиев монастырь, а вкладчик, по-видимому, принадлежал к великокняжеской среде. Им мог быть Владимир Андреевич Храбрый (1353-1410), на земле которого находился Троице-Сергиев монастырь. Сейчас икона также в Третьяковской галерее [3].

Икона почти втрое меньше первоначальной Донской, сохранность ее лучше. Сохранилась интересная деталь, по которой можно представить, как выглядела в конце XIV века древняя Донская икона. На чепце Богоматери, с обеих сторон, золотом написаны подвески-рясна. Изображение подвесок-рясен – редкий случай в богородичной иконографии. Вероятно, это изображение когда-то реально существовавших ювелирных подвесок у первообраза Богоматери Донской. Известны, например, жемчужные рясна – вклад Анастасии Романовны к образу Богоматери, двусторонней иконе из Покровского Суздальского монастыря (разделены и хранятся в ГТГ и Владимиро-Суздальском музее) [3].

Малая Донская икона обложена позолоченным серебряным басменным окладом, сделанным в конце XIV в. вместе с иконой. На полях оклада восемь репьев, чеканных изображений драгоценных камней. На венчике Богоматери три серебряных гнезда для драгоценных камней, но только в одном из них сохранился сиамский рубин [3].

Упомянем еще один источник по истории Донской иконы Богоматери – это рукописная "Повесть от древних летописных историй о чудотворном образе Пресвятой Богородицы, нарицаемыя Донския". В ней сообщается, что по возвращении в Москву великий князь Димитрий Донской "повеле иконописцу образ Пресвятыя Богородицы Донския писать противу того новый. И послати во град Коломну, и проводите с честию. И в церкви соборной поставити" [9]. Списков Донской уже с первых лет ее прославления было немало, и чрез них являла Пречистая Дева Свою благодатную помощь первопрестольной столице и всему Отечеству нашему.

Так, в 1591 г. совершилось избавление Москвы от нашествия стотысячного войска крымских татар. Как свидетельствует "Повесть о честном житии благоверного и благородного и христолюбивого государя царя и великого князя Феодора Иоанновича и всея России, о его царском благочестии и о добродетельном исправлении, о святем его преставлении", списанная смиренным Иовом, Патриархом Московским и всея России, царь Федор Иоаннович, памятуя, что прародителю его, благоверному князю Димитрию Донскому, Господь по молитве Пречистой Его Матери "на Дону изрядную победу на нечестивого Мамая дарова, вскоре воста, тече до тоя чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы, нарицаемыя Донския, и с теплыми слезами, несумненною верою молися ей, да явит и ему милость заступления своего и избавит от пленения христолюбивыя люди своя" [4].

По повелению государя чтимая святыня – Донская икона Божией Матери поставлена была в походном храме во имя преподобного Сергия в обозе, в главном стане русского войска. Сражение произошло 4 июля, накануне праздника обретения честных мощей преподобного Сергия, а наутро вражеские войска неожиданно бежали.

Через год в благодарность за чудесное избавление от крымчаков предстательством Пресвятой Богородицы на том месте, где стояла полотняная церковь во имя преподобного Сергия с чудотворным Донским образом, был воздвигнут каменный храм во имя Божией Матери и основан Донской монастырь. В XVII в. по месту, где был построен монастырь, его называли монастырем Пречистыя Богородицы Донской, что в Обозе. В 1679 г. вновь построенный южный придел храма Божией Матери был освящен во имя преподобного Сергия. Во вновь созданном храме поставлен список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, "да незабвенны пребудут нам великие щедроты Бога нашего и Пречистыя Его Матере, Владычицы нашея, помощь и заступление", сообщает "Повесть о честном житии…". Тогда же установлено и ежегодное празднование 19 августа Донской иконе Божией Матери с крестным ходом из Благовещенского собора Московского Кремля в Донской монастырь.

Перед Донской иконой Пресвятой Богородицы, как перед чтимой святыней, Святитель Иов совершил в 1598 г. наречение на царство Бориса Годунова. В 1646 г., когда крымские татары под водительством царевичей Калги и Нураддина вновь вторглись в пределы Русского государства, усердные молитвы Царице Небесной возносил уже царь Алексей Михайлович: он "воспомяну древле бывшее чудотворение и помощь на супостаты прародителем его от образа Пресвятыя Богородицы Донския, с велиею верою и усердием притек к нему, моля Пречистую о заступлении" [4].

2 января 1646 г. было учреждено особое празднование Донской иконе Пресвятой Богородицы, а на другой день совершен крестный ход с чудотворной иконой в Донской монастырь, и Богородица вновь явила свое заступление: через несколько дней крымские татары были разбиты под Рыльском.

29 мая 1647 г. и 2 сентября 1648 г. угроза новых нападений крымских татар вновь благополучно миновала заступлением Божией Матери через икону Ее Донскую [10].

Известен еще один, прославленный чудотворениями, чтимый список Донской иконы Богоматери, находящийся в Малом соборе Донского монастыря. Он отличается интересной особенностью: Божия Матерь здесь изображена держащей в левой руке плат: В шуйце держиши плат чистый, еже слезы плачущих скоро осушати, да никтоже от Тебе неутешен изыдет (Акафист, кондак 2).

Обратимся к богослужебным текстам, прославляющим Донскую икону. Они поздние, составлены на основе "Поучения в день праздника Пресвятой Богородицы, ради Ее Донской иконы" святителя Димитрия Ростовского. Главная тема этого слова святителя Димитрия – благодатная помощь Царицы Небесной именно как Взбранной Воеводы: "Слыша Воеводский титул, приписанный Церковью Пречистой Деве, я хочу видеть и самый чин Ее воеводский: как вооружается Она на брань? Как выводит Свое войско и строит полки? Как побеждает супостатов не только видимых, но и особенно невидимых? Обратим же наши мысленные очи и рассмотрим сего невиданного и неслыханного когда-либо Воеводу".

В службе Донской иконе на вопрос святителя Димитрия даются подробные ответы: Преславная днесь совершаются, Взбранная Воевода и Царица Небесная грядет Сама на супостаты, и чудотворную икону, яко щит несокрушим, противу злочестивых поставляет… (стихира на стиховне, Богородичен).

По времени составления служба гораздо ближе к победам Московских царей над крымскими татарами, чем к победе на поле Куликовом, и, хотя стихиры праздника не говорят о точном времени ужаса, обдержаща иногда Российскую страну нашествием агарян, речь идет о набегах крымчаков.

В службе содержится много конкретных указаний на помощь Богородицы граду Москве. В стихирах на хвалитех поется:

Святая и чудотворная Богоматере икона от донских предел чудес зарями возсия;

Торжествуй и веселися, всечестный граде Москва, се образ Богородицы с поля брани грядет; Красуйся, златоглавый чудный граде Москва, радуйся и веселися, обителе Донская, се бо шествует к тебе икона Божия Матере…

Праздник честен составим и песньми радостными воспоем Преславную Матерь Божию, яко от иконы Ея святыя, нарицаемыя Донския, заступление граду Москве явися…

Последнее песнопение (Богородичен на хвалитех) словно напоминает нам о том, что юбилей великой победы русского народа на поле Куликовом было бы достойно отметить не только комплексом праздничных мероприятий, но и дополнением богослужебных текстов песнопениями, эту победу прославляющими, а также и новой иконографией Донской, дополненной клеймами с изображениями событий Куликовской битвы.

протоиерей Николай Погребняк

    Источники и литература:
  1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
  2. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.
  3. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство Х – начала XV века. М., 1995.
  4. Забелин И.Е. Историческое описание Москов-ского ставропигиального Донского монастыря. М., 1893.
  5. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. СПб., 1911.
  6. Кочетков И.А. Является ли икона "Богоматерь Донская" памятником Куликовской битвы? – Древнерусское искусство. Искусство и культура конца XIV – первой трети XV века. М., 1984.
  7. Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983.
  8. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., 1971.
  9. Памятник, овеянный славой Куликовской битвы. Икона "Богоматерь Донская". Л., 1978.
  10. Праве Л. Донская икона Божией Матери. – ЖМП, 1980, № 12.
  11. Полное собрание русских летописей. Т. 6 (Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем); т. 13 (Никоновская летопись).
  12. Смирнова Э.С. Московская икона XIV-XVII веков. [Альбом]. Л., 1988.
  13. Щенникова Л.А. История иконы "Богоматерь Донская" по данным письменных источников XV-XVII веков. – Советское искусствознание-82. М., 1984, вып. 2. С. 321-338.

(Вернуться к началу)