№ 11-12/2003

священник Владислав Дергачев. Богоявленский храм в деревне Бородино

Л. Вайнтрауб. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Благовещенском

Богоявленский храм в деревне Бородино

В пяти километрах от Москвы посреди чистого поля стоит удивительной красоты деревянный храм. Окружающие его белокаменные башни, соединенные такой же белоснежной стеной, гармонично создают единый архитектурный ансамбль. Кажется, уже столетия стоит он здесь. Не многие знают, что храм этот построен совсем недавно, хотя истоки его ведут в далекое прошлое.

Церковное место во имя Богоявления Господня в селе Никольское-Богоявленское известно с XVI в. По преданию, в селе Челобитьево, которое в то время принадлежало Свято-Троице-Сергиевскому монастырю, был построен и освящен деревянный храм в честь Сретения Господня. В польско-литовское разорение конца XVI - начала XVII столетий храм этот сильно пострадал от нашествия врагов и был ими сожжен.

В 1677 г. "на церковной Никольской пустовой земле" в деревне Челобитьево села Никольское, которое в XVI-XVII вв. было приселком дворцового села Тайнинское, по указу царя Алексея Михайловича был возведен деревянный храм во имя Богоявления Господня. Благословил строительство храма Святейший Патриарх Иоаким.

Новая деревянная однопрестольная Богоявленская церковь была построена в приселке Никольское уже при императрице Елизавете Петровне в 1750 г.

Еще одно упоминание о храме в честь Богоявления Господня мы находим в архивах Московского уезда, Четвертого стана Московской губернии за 1852 г., где дословно записано: "село Богоявленское Удельного ведомства, одна церковь, три двора, в 14 верстах от Троицкой заставы по Тайнинской дороге влево".

В 1871 г., по прошению прихожан, к деревянной холодной церкви в селе Никольском-Богоявленском была пристроена каменная трапеза с двумя теплыми приделами и колокольня. А в 1881-1884 гг. вместо разобранной деревянной церкви известным местным землевладельцем фабрикантом А.К. Ленточниковым был построен каменный Богоявленский храм.

В 1916 г. в документах Шестого благочиннического округа церквей Московского уезда упоминается уже трехпрестольный каменный храм в честь Богоявления Господня с приделами в честь святителя Николая и пророка Илии.

После октябрьского переворота 1917 г. в приходе храма Богоявления Господня состояли деревни Сгонники, Ядреево. Челобитьево, Волкове, Ховрино, Бородино.

К 1925 г. причт храма состоял из настоятеля - протоерея Иоанна Петровича Купленского и псаломщика Акима Савича Колюжного.

Жителями близлежащих деревень с незапамятных времен почитались иконы святых угодников Божиих, которые видимым и невидимым предстательством покровительствовали этим деревням. Иконы Илии Пророка - в деревне Ховрино, святителя Николая - в деревне Челобитьево, великомученицы Параскевы - в селе Бородино, иконы Успения Матери Божией - в деревне Ядреево, Преображения Господня - в деревне Волкове.

В 1934 г. безбожной властью было принято решение о закрытии храма Богоявления Господня, который был передан для нужд общеобразовательной школы.

Церковная утварь, иконы и все, что принадлежало храму, большей частью было разграблено. Некоторую часть удалось передать немногим в то время действующим церквям.

За период с 1934 г. и до нашего времени здание церкви занимали многие организации, которые нанесли непоправимый ущерб и почти разрушили его. Последним надругательством безбожной власти, решившим судьбу здания храма, было размещение в его стенах завода химической промышленности, и затем организации "Мосхимзащита". В алтаре храма выкопали хранилище для ядовитых отходов - отработанного цинка.

С годами церковное здание превратилось в уродливые, немыслимые нагромождения, в которых с трудом можно было разглядеть остатки колокольни и застроенный до неузнаваемости алтарь. В период с 1946 по 1955 гг. все, что еще оставалось напоминанием о Богоявленском храме, было осквернено и варварски уничтожено. По свидетельству очевидцев, кладбище, окружавшее алтарную и правую стороны храма, перепахали бульдозерами. Останки священнослужителей, похороненных под алтарем, тайно выносили вместе с грунтом на кладбище, где закатывали тяжелыми гусеницами. Позже эту землю раздали под дачные застройки.

И все же в 1993 г. в селе Сгонники при разрушенном Богоявленском храме вновь образовалась православная община. Сразу же решили читать акафисты Иисусу Сладчайшему, но тексты нашлись только в нескольких домах. Помощь пришла от отца Валентина, настоятеля храма Святой Троицы, - он подарил целую стопку акафистов, научил, как читать. Затем, по прошению общины, с 1994 г. начались служения молебнов в старом церковном здании, бывшем ранее сторожкой, а ныне используемом как библиотека.

В 1995 г. на Богоявленский приход был назначен священник Владислав Дергачев. С этого момента началось постоянное служение Божественной литургии в той же библиотеке при храме, которое продолжалось в течение трех лет. Здание самого храма занимала и занимает по сей день организация "Мосхимзащита". Верующие в храм не допускаются.

Несмотря на колоссальное противостояние и чинимые препоны, прихожане продолжали добиваться возвращения храма верующим. Были собраны подписи жителей многих деревень, окружающих церковь, и даже близлежащих районов Москвы. По всем прошениям был получен отказ, и главная его причина - опасность нахождения людей в зараженных стенах здания. Тем не менее, прихожане не желали сдаваться и продолжали молиться о возвращении церкви. Три долгих, невыносимо тяжелых года, длилось это молитвенное противостояние.

К величайшему сожалению, все попытки вернуть храм верующим оказались безуспешными. Экспертиза установила, что стены и территория храма заражены. Для безопасности и здоровья людей пришлось бы не только удалить из алтаря контейнер с химическими отходами, но и снять грунт на глубину 70 см на всей близлежащей территории храма, а также полностью разобрать кирпичные стены. По официальному заключению комиссии передача храма верующим и его возрождение на исконном месте были невозможны.

Стал вопрос о переносе Богоявленского храма на новое место. И здесь неоценимую помощь оказал А.К. Астрахов, ныне покойный, бывший в то время главой Мытищинского района, который полностью стал на стороне Церкви и помог добиться выделения земельного участка под строительство нового храма. Его заместитель В.Г. Тюлюбаев и глава Архитектурного управления В.П. Бакеев много помогли храму. Их труды были отмечены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием.

И вот молитвами и благими делами добрых людей в 1996 г. на окраине деревень Бородино и Ховрино, близ сельского кладбища, в полутора километрах от старого храма, был заложен новый Богоявленский храм. Строился он силами и молитвами настоятеля и прихожан. Сами рыли фундаменты, сами клали бревна.

Во время строительства храм претерпел от бесовской силы: однажды ночью к храму на автомашине подъехали люди, осветили его фарами и расстреляли из автоматов. Но неусыпное заступничество Царицы Небесной не позволило нанести храму и его прихожанам какой-либо вред. На рассвете отец Владислав с приходским сторожем Н.Г. Панфиловым с особым тщанием осмотрели храм. Ни одна пуля не коснулась его стен.

24 февраля 1998 г., по благословению митрополита Ювеналия, благочинный Мытищинского округа игумен Александр (Агриков), ныне епископ Дмитровский, освятил новый храм.

Приход постепенно разрастался, и вскоре было получено благословение на возведение нового придела. И тогда в жизни прихода сугубо явилась своим заступничеством преподобномученица великая княгиня Елисавета: сначала - икона, затем люди, свято чтущие ее память, а когда появились частицы мощей преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, то сомнений уже не было - новый придел должен носить их имена.

11 мая 2003 г., по благословению митрополита Ювеналия, архиепископ Можайский Григорий совершил чин освящения вновь построенного придела.

За недолгие годы существования вновь возрожденного храма в нем получили Святое Крещение более тысячи детей и взрослых. Сюда приезжают венчаться не только молодые пары, едва начинающие свой совместный путь, но и люди, уже прожившие вместе долгую жизнь. Из Москвы и окрестных деревень привозят сюда на отпевание своих близких. Храм оказывает посильную благотворительную помощь Мытищинской детской больнице, где на попечительстве заведующего инфекционным отделением Ю.А. Михайлюка находится немало отказных детей-сирот.

Особая благодарность и низкий поклон Н.П. Панфиловой, М.А. Акулыпиной. Н.И. Минаевой, Т.Г. Гущиной, А.М. Горюновой. С.Г. Минаеву и многим, многим другим, чей неустанный труд и бескорыстная поддержка и искреннее участие помогали и помогают становлению храма.

Постепенно с Божией помощью воплощается задуманное. Стоит красавец храм, идут в нем богослужения. Построены просфорня и мастерские. Работают библиотека и благотворительная столовая. Воскресная школа ветре чает детей из окрестных деревень. Возведены здания крестильни, водосвятной башни-часовни, дома причта. Начато строительство богодельни. Бог даст, будет построен большой соборный храм, который превратит уже воз веденное в большой храмовый комплекс. Жизнь прихода, начавшаяся в XVI в., продолжается...

священник Владислав Дергачев

(Вернуться к началу)

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Благовещенском

Расположенное на великокняжеской земле древнего Вышегородского стана (ныне Наро-Фоминский район) село Благовещенское известно с XVI столетия. Здесь, на месте, называемом Кипячий колодец в Понизовце, была построена деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, существовавшая до Смутного времени конца XVI - начала XVII столетия. Занявшие Верею польско-литовские интервенты грабили и разрушали окрестные села и деревни, оскверняли и уничтожали огнем православные храмы, изгоняли с насиженных мест прихожан. Многие богатые селения превращались в ненаселенные места - пустоши. Такая же участь постигла село Благовещенское на Кипячем колодце - храм Божий уничтожили, село - разорили. В середине XVII столетия на этом месте располагалась деревня с немногочисленными крестьянскими дворами. Когда писцы, описывавшие дворцовые земли в 1670-х гг., спрашивали у старожилов о церковных землях и былых причтовых владениях, то никто не мог дать точного ответа, где они располагались. На месте святого престола уничтоженного Благовещенского храма благочестивые люди по обычаю поставили деревянную часовню с храмовой иконой Пресвятой Богородицы.

Новый деревянный храм в Благовещенском построили "сельца Благовещенского крестьяне Андрюшка Степанов с товарищи на пустовой церковной Благовещенской земле, что на Кипячем колодце, в Понизовце". В 1686 г. этот новопостроенный храм по указу Патриарха Иоакима обложили данью с дворов причетников и приходских. Причт церкви состоял из священника и двух причетников. Известно, что настоятелем храма в то время состоял священник Влас Вавилов, сыновья и внуки которого на протяжении более столетия служили в Благовещенской церкви.

В 1709 г. "воровские люди" совершили святотатство, обокрав храм в Благовещенском и похитив святой антиминс. Другая беда пришла в 1733 г., когда в Благовещенском случился страшный пожар и все село выгорело. Настоятель Косма Власов, спасая церковное имущество от огня, вынес из церкви святой антиминс и чтимые иконы, но, Божиим промыслом, храм остался невредим и церковное имущество не пострадало.

В 1744 г. прихожане, крестьяне дворцовой Вышегородской волости села Благовещенского с деревнями, собрали средства и по строили новый деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая.

В 1751 г. по именному указу императрицы Елизаветы Благовещенское вместе с другими селами и деревнями Вышегородской волости Верейского уезда пожаловали графу А.И. Шувалову и, таким образом, село из дворцового села стало владельческим, помещичьим.

В царствование императрицы Елизаветы граф Александр Иванович Шувалов стал руководителем Тайной канцелярии - органа политического сыска. Будучи очень богатым человеком, он активно занимался предпринимательством и был владельцем крупных железоделательных и оружейных заводов. На свои средства в начале царствования Петра III в 1760-1761 гг. в пожалованных селениях Верейского уезда селах Вышгород, Косицы. Понизовье он возвел прекрасные каменные храмы, сохранившиеся до нашего времени.

В селе Благовещенском каменного храма не построили. Как прежде, в селении стоял скромный деревянный двухпрестольный храм с колокольней.

Ко времени начала Отечественной войны 1812 г. настоятелем Благовещенской церкви был священник Георгий Тимофеев, определенный в этот приход митрополитом Московским и Калужским Платоном (Левшиным). Во время войны с французами Верею и окрестности разорили французские войска. Вражеские мародеры врывались в села и деревни в поисках фуража и продовольствия. Вся округа была охвачена партизанским движением против неприятельских войск. Духовенство уезда благословляло борьбу крестьян с оккупантами. Имя протоиерея Христорождественского собора Вереи Иоанна Скобеева, с оружием в руках участвовавшего во взятии Вереи отрядом генерала И.С.Дорохова, записано в списке героев Отечественной войны 1812 г. на стенах музея-панорамы "Бородинская битва". Настоятель Благовещенской церкви отец Георгий спас церковное имущество от поругания и грабежа, за что был награжден крестом с надписью "1812 год" на Владимирской ленте.

Скромный сельский приход в Благовещенском в 1830-х гг. состоял из 136 дворов с населением более 1200 человек. Престарелого настоятеля Георгия Тимофеева, по указу святителя Филарета, митрополита Московского, заменил священник Платон Степанович Сафонов. В 1843 г. на место настоятеля к Благовещенской церкви назначили молодого выпускника Спасо-Вифанской семинарии Иоанна Никифоровича Страхова.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы состоял в благочинии соборной церкви города Вереи. В 1845 г. при объезде церквей благочиния соборный протоиерей Иоанн Смирнов представил в консисторию сведения, что состояние храма в селе Благовещенском требует срочного ремонта. Из-за худой кровли в церкви образовались протечки в стенах и куполе. Было приказано исправить все ветхости в течение трех месяцев. Резолюция так и не была исполнена, а 2 декабря 1845 г. в случившийся пожар Благовещенская церковь с колокольней и со всем имуществом сгорела. Святой антиминс с Благовещенского престола вынес из горящего храма диакон Алексий Семенович Куньев.

Осиротевший приход просил разрешить продолжать богослужения в соседнем Никольском храме в селе Субботине Каменный субботинский храм построил в 1764 г. помещик Петр Алексеевич Смирнов. Многие годы ктиторами этого храма были помещики из древнего рода Воейковых. В 1840-х гг. собственного причта у Никольской церкви не было, субботинский приход был приписан к церкви Рождества Христова в селе Ильинском. В 1846 г. по указу святителя Филарета село Благовещенское с деревнями приписали к Никольской церкви в Субботине с самостоятельным причтом.

Восстановлением сгоревшей Благовещенской церкви помещики графы Шуваловы, проживавшие заграницей, не занимались. Собственных средств, собранных прихожанами, хватило на постройку деревянной часовни в 1860 г.

Строительство нового каменного трехпрестольного Благовещенского храма связано с именами благочестивой семьи местных крестьян Наумовых. В 1895 г. уроженец села Благовещенского, проживавший в Москве цеховой столярного цеха Ефим Васильевич Наумов оставил в духовном завещании значительные средства на сооружение "в селе Благовещенском Верейского уезда Вышегородской волости нового каменного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами святителя Николая и священномученика Евфимия, епископа Сардийского". Храм предполагали поставить на старом церковной месте, где располагалась деревянная часовня. Проект новой церкви заказали известному московскому архитектору Александру Алексеевичу Никифорову. Небольшой трехапсидный одноглавый храм с двухъярусной шатровой колокольней по своим композиционно-декоративным решениям близок памятникам русского церковного зодчества XVII столетия. Для творчества А.А. Никифорова характерно такое обращение к наследию древнерусской архитектуры. Это видно и на примере такого его проекта, как храм во имя Всех святых на кладбище московского Алексиевского монастыря.

В 1896 г. по благословению митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского) в селе Благовещенском 2-го благочиннического округа Верейского уезда прошла закладка нового храма. Строительство и внутреннее убранство закончили летом 1900 г. 10 июля состоялось освящение храма, совершенное собором духовенства окрестных церквей во главе с благочинным 2-го округа протоиереем Николаем Соловьевым. В молебне после Божественной литургии участвовали 10 священников. Были возглашены многолетия строителям Илье и Максиму Наумовым, а так же вечная память усопшему храмоздателю Ефиму Наумову.

Кроме самого здания Благовещенского храма благотворители построили двухэтажный каменный дом причта, одноэтажную сторожку и деревянное здание церковно-приходской школы.

По благословению священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Московского и Коломенского, настоятелем новой церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Благовещенском назначили священника Виктора Любимова, псаломщиком - Николая Беляева. Церковным старостой выбрали прихожанина, крестьянина села Благовещенского Павла Трифоновича Жаринова.

После революционных событий 1917 г и согласно январским 1918 г. "декретам" нового правительства у Благовещенской церкви отобрали здание церковно-приходской школы и дом причта, оставив в пользование православной общины лишь здание сторожки. Последним настоятелем храма был священник Михаил Антонович Семенчук, арестованный органами НКВД в 1937 г. и приговоренный к длительному сроку заключения в сталинских лагерях. Долгое время церковь стояла, закрытая на замок, но все имущество сохранялось общиной в порядке. До начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. постановлением местного совдепа церковь закрыли и устроили в ней пункт ссыпки зерна и затем мельницу. Бережно хранимую церковную утварь разорили и разграбили. Во время битвы за Москву в ноябре 1941 г. Верея и окрестности были заняты немецко-фашистскими войсками. Шли ожесточенные бои, когда населенные пункты переходили из рук в руки. В подвале Благовещенской церкви прятались от пуль и снарядов местные жители. Здание храма сильно пострада ло от обстрела. Колокольню взорвали во время боевых действий. Так, уже в третий раз, как и в Смутное время, и в грозные годы Отечественной войны 1812 г., Благовещенский храм стал немым свидетелем битвы защитников Отечества против полчищ оккупантов.

В послевоенное время в поврежденном здании церкви устроили столярную мастерскую, поставили станки. На здание храма было страшно смотреть. К началу нового тысячелетия своды трапезной рухнули, на церкви росла целая роща берез. Но пришло время "собирать камни". 15 сентября 2000 г. храм передали православной общине и приписали к церкви святого пророка Илии в городе Верее.

3 апреля 2002 г. по указу митрополита Ювеналия настоятелем храма был назначен священник Александр Архипов. В храме проводятся регулярные богослужения. Разоренное церковное здание требует серьезных ремонтно-восстановительных работ, но главное сделано - началось восстановление духовной жизни, совершается Божественная литургия Наступил тот момент, когда, по словам Владыки Ювеналия: "Рушатся идеологические стены, которые искусственно отделяли нас Церковь и народ, друг от друга. Сегодня мы вместе возрождаем духовные традиции, которые корнями уходят в глубь веков".

Л.Р. Вайнтрауб

(Вернуться к началу)