№ 11-12/2003

Егорьевский церковный округ

Троицкий храм города Егорьевска

В северной стороне города Егорьевска около деревянной церкви во имя великомученика Никиты находившейся при городском кладбище, в 1880 г. началось строительство каменного храма в честь Пресвятой Троицы. Строительство храма велось на средства егорьевского городского павы купца первой гильдии Никифора Михайловича Бардыгина, который являлся инициатором этого 6oгоугодного дела. Архитектором храма, а затем и всех монастырских строений, был Иван Тимофеевич Барютин, преемник А.С. Каминского.

Продолжалось строительство церкви с двумя приделами три года, и в 1883 г. храм предстал во всей своей красоте. И.Ф. Токмаков в историческом очерке о Егорьевске отметил: "В Рязанской епархии (к которой тогда относился Егорьевск - ред.) нам не приходилось видеть подобное блестящее благолепие храма". На колокольне находились пятнадцать колоколов. Праздничный колокол в 500 пудов был подарен храму Михаилом Никифоровичем Бардыгиным, сыном Н.М. Бардыгина. Большим украшением храма и города стали башенные часы, находившиеся на колокольне храма и игравшие мелодию каждую четверть часа. Этот дар храму сделала супруга Михаила Бардыгина - Глафира Васильевна.

Необыкновенная замысловатая роспись в стиле XVII в., выполненная на золотом фоне, придавала архитектуре храма особый оттенок. Плитка для пола была изготовлена специально в Санкт Петербурге на заводе Виллеруа и Box Метлах мастерами Кос и Дюрр, солея облицована белым мрамором. Кирпич для отопительного калорифера привезен из Германии, о чем свидетельствует надпись на остатках кирпичей от центральной печи. Для изготовления иконостаса была привезена крымская яблоня. Иконы в храме были написаны на золотом фоне

По словам современников, внутренне убранство храма напоминало теремной дворец царя Алексея Михайловича.

Архиепископ Рязанский и Зарайский Феоктист (Попов) в 1883 г. освятил храм и правый придел во имя святителя Никифора Цареградского, небесного покровителя Н.М. Бардыгина. Левый придел во имя преподобной Марии Египетской, небесной покровительницы второй жены Н.М. Бардыгина, Марии Владимировны, был освящен в декабре того же года протоиереем рязанского кафедрального собора Харлампием Романским.

25 августа 1900 г состоялось открытие Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря, которое было приурочено к третьей годовщине со дня смерти Марии Владимировны Бардыгиной.

Первую настоятельницу монастыря игумению Олимпиаду запомнили как яркий образец истинного монашества. Ее кротость и смирение были безграничны. В городе не было человека, которому бы матушка отказала в просьбе. Она выполняла в монастыре не только административные работы, но и хозяйственные, наряду с простыми монахинями. Посторонние люди не могли отличить ее от прочих инокинь.

13 ноября 1901 г Егорьевск был потрясен известием о смерти своего благодетеля Никифора Михайловича Бардыгипа, который скончался на 67-м году жизни. После похорон Никифора Михайловича всем родственникам и знакомым покойного была устроена поминальная трапеза, на которой присутствовало более 2000 человек.

Попечительство над монастырем после смерти Н.М. Бардыгина взял на себя его сын Михаил Никифорович со своей супругой Глафирой Васильевной.

Шли годы. Обитель украшалась и расцветала, словно дивный цветок. Ежедневно в храме совершались богослужения. Большое число паломников приезжало помолиться в монастырь и подивиться его красоте. Указом Святейшего Синода от 15 февраля 1907 г настоятельницей монастыря была назначена монахиня Вячеслава (Овсянникова) с возведением в сан игумении.

С 1918 г. в монастыре наступило переломное время испытаний. Как и на все обители России, на Троицкий монастырь обрушились гонения. Много раз предпринимались попытки разогнать монахинь и разорить монастырь. Сестры держались, как могли. Игумения Вячеслава ободряла инокинь. Сплоченность и совместная молитва помогали им жить и сохранять обитель. Несмотря на те тяжелые гонения, монахини держались до 1922 г.

После разгрома на территории Мариннского монастыря разместилось летное училище. Никитскую церковь полностью разрушили для строительства на том месте нового корпуса для курсантов.

В начале 1960-х гг. монастырское кладбище стали разравнивать, сносили кресты и надгробия. Ежедневно, проходя по улице Владимирской, горожане наблюдали, как бульдозеры сравнивали могилы, а человеческие кости и черепа были разбросаны вокруг. Снесли могилы священников, монахинь, солдат Моршанского полка и простых крестьян. Троицкий храм переделали сначала в музей, а потом в клуб. Колокольню и купола снесли, так как они якобы "уродовали красоту города". Надгробия Егорьевского благодетеля Н М. Бардыгина и его сестры, первой игумений Олимпиады, были снесены, а могилы забетонированы. Уникальные росписи на золотом фоне закрасили масляной крас кой, но они с каждым разом про ступали сквозь краску. Лики и нимбы святых, которые проявлялись, выжигали паяльными лампами.

Никифор Михайлович, игумения Олимпиада, игумения Вячеслава останутся в памяти Егорьевска как молитвенники за Егорьевскую землю. В 1993 г., когда наступило благоприятное время для Православной Церкви, при Троицком храме была образована община верующих. В конце 1999 г. указом митрополита Ювеналия в храм назначен первый настоятель иеромонах Никодим (Лунев). 7 января 2000 г. в Юбилей 1000-летия Рождества Христова и 100-летия монастыря, в левом приделе Троицкого храма после долгого перерыва отслужена первая Литургия. Она положила начало восстановлению великой святыни города Егорьевска, созданной почетным потомственным гражданином, кавалером различных орденов, купцом первой гильдии, городским главой - Никифором Михайловичем Бардыгиным.

Сейчас богослужения в храме совершаются регулярно. При храме существует воскресная школа и два ее филиала в деревнях Егорьевского района. Ежемесячно издается газета "Троицкий Вестник".

Алексиевский храм села Алферове

В 1996 г. предприниматель В.Р. Паневин, по просьбе жителей садового товарищества села Алферове, построил на личные средства церковь.

Храм представляет собой металлический каркас обшитый доской, крыша двускатная, венчает церковь купол с крестом.

Богослужения совершаются в летнее время по субботам и воскресеньям.

Настоятель храма священник Александр Шелехов.

Церковь Рождества Христова села Владычино

Село Владычино упоминается в Коломенских писцовых книгах в 1578 г. и описывается как "вотчина Коломенского Владыки". В то время в селе находилось два храма - Рождества Христова и теплая Покровская церковь. Когда последняя была упразднена, сведений не имеется. В писцовых книгах XVI и XVII столетий упоминается Христорождественская церковь. 25 июня 1787 г церковь за полчаса сгорела полностью. Удалось спасти утварь, облачения и книги. В сентябре того же года прихожане доносили в Коломенскую консисторию, что они купили праздно стоящую церковь в селе Шеино и просили дозволения перенести ее в село. Об этом письме было доложено в Святейший Синод, оттуда и пришло разрешение.

В 1898 г. закончилось строительство каменного храма с Покровским приделом. В 1911 г. была пристроена каменная колокольня.

В 1930-е гг. храм закрыли и разорили. Здание использовал в советские годы колхоз "Борьба".

26 ноября 1999 г. при храме была зарегистрирована православная община.

Из священнослужителей храма Рождества Христова известны: священник Иродион Иоаннов (1627 г.), священник Иоанн Андреев (1787-1803 гг.), священник Прокопий Васильев (1803-1830 гг.), священник Алексий Фирсов (1830-1867 гг.), священник Андрей Каташин (1867г), священник Владимир Крестов, диакон Петр Рождественский.

Настоятель - священник Александр Шелехов

Казанский храм села Гридино-Шувое

Первый деревянный храм, посвященный Казанской иконе Божией Матери, в селе Гридино-Шувое был возведен в 1673 г. Простоял он почти два столетия, но потом сгорел. В 1864 г. на месте сгоревшего был построен новый деревянный храм. Прослужил он до 1959 г. пока не вышло указания разобрать его на бревна и вывезти. Из бревен был построен детский сад в деревне Селиваниха, однако в самый день открытия он рано утром, не успев еще принять своих посетителей, сгорел дотла.

В настоящее время, трудами коренной жительницы Гридино Шувое О.Ф.Зреловой, с финансовой помощью благотворителей, на месте старого деревянного вырос новый каменный храм. Освящение храма 18 сентября 1999 г. совершил архиепископ Можайский Григорий

Богослужения в Казанском храме совершаются в воскресные и праздничные дни. Настоятель храма иеромонах Серафим (Николин)

Церковь святителя Алексия Московского в Егорьевске

Алексиевская церковь построена на средства местного жителя Ивана Акатьева Известно по преданию местных жителей, что деньги на строительство он выиграл в лотерею. Точное время построения храма неизвестно, но иконостас поставлен в 1912 г. Поскольку храм был освящен через год после строительства, можно предположить, что построен он был в 1911 г. В храме находится икона святителя Алексия Московского с частью его святых мощей, на обратной стороне иконы надпись, по которой можно определить, что икона была подарена московским Чудовым монастырем Успенскому собору Егорьевска. Вообще Алексиевский храм никогда не закрывался после своего освящения. В храме есть еще одна великая святыня города - икона святителя Николая Чудотворца. Эта икона XVII в. находилась в Никольской часовне Свято-Троицкого Мариинского монастыря в Егорьевске, построенной местным купцом Карцевым.

После закрытия Свято-Троицкого монастыря священник Феодор Леонардов стал настоятелем Алексиевского храма и все нерепрессированные монахини перешли вместе с ним. Во времена советской власти церковь хотели взорвать, и уже был назначен день уничтожения храма, но прихожане стали в это время ночевать в храме и не покидали его ни днем, ни ночью, таким образом, церковь сохранилась.

Из священнослужителей Алексиевской церкви известны священник Феодор Леонардов; игумен Нафанаил (Скалкин) {1944-1962 гг); священник Константин Тимофеев (1960-1961 гг.); священник Валентин Парамонов (1960-1962 гг.); священник Феодор Хитров; священник Владимир Хлопотов (1959 г.); протоиерей Иоанн Клименко (1962-1983 гг.); священник Иоанн Самарин (1978-1979 гг.); священник Виталий Сомов (1979-1991 гг.).

С 1983 г. настоятелем храма является священник Анатолий Воинов.

Богослужения в храме совершаются по субботам, воскресеньям и праздничным дням.

Церковь святого благоверного князя Александра Невского в Егорьевске

В 1897 г. в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в городе Егорьевске состоялось освящение новопостроенного храма во имя святого благоверного князя Александра Невского. Инициатива возведения храма принадлежала егорьевскому городскому главе Н.М. Бардыгину. Никифор Михайлович выступил на экстренном собрании городской думы с предложением построить храм и часовню в городе в память о неоднократном спасении от покушений царя Александра III. Через год на Широкой улице была построена часовня. На четырех наружных арках сделаны надписи. Проектировал церковь рязанский губернский архитектор Вейс. Во время строительства храма по технологическому упущению лопнули связи в четырех главных арках. К этому времени Вейс умер, а его преемники предложили разобрать храм. Выход из положения нашел известный московский архитектор А.С. Каминский. Приложив к четырем основным столпам храма пилястры, он вывел на них арки и продолжил строительство. Храм получился величественный, в русском стиле, увенчанный пятью позолоченными куполами. Строился он почти 20 лет и окончен благодаря жертвам и энергии Н.М Бардыгина Внутренний вид храма весьма благолепный. Иконостасы в четыре яруса, сделаны из липы в византийском стиле. Иконы писаны по золотому фону. Массивные паникадила, подсвечники, хоругви и лампады сделаны в Москве мастером Захряпиным. Утварь для богослужения сделана из серебра, а облачения из парчи и шелка. 30 сентября 1897 г. Преосвя щенный Мелетий (Якимов), епископ Рязанский и Зарайский, прибыл в Егорьевск для освящения нового храма с приделами в честь иконы Божией Матери "Знамение" и апостолов Петра и Павла.

Через несколько лет к храму была пристроена колокольня

В 1939 г. храм был закрыт до Пасхи 1946 г , после чего богослу жения возобновились.

В 1988 г. в храме советской властью был разрешен колокольный звон.

Из настоятелей храма известны священник Стефан Твердин (1897 г.); протоиерей Иоанн Ковальский (1946-1968 гг); протоиерей Василий Бащук (1968-1981 гг.), архимандрит Никон (Матюшков) (1981-1992 гг.).

В 1997 г. 12 сентября праздновалось столетие храма. Божественную литургию в этот день совершил митрополит Ювеналий.

Богослужения в храме совершаются ежедневно.

С 1992 г. при храме действует воскресная школа.

Настоятель храма протоиерей Виктор Аксенов (с 1992 г.). Священнослужители: игумен Феофан (Щелкунов), священник Александр Шелехов, диакон Анатолий Васильев.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Егорьевске

Близ красного Георгиевского собора стояла церковь в честь иконы Казанской Божией Матери Она была вторым по времени построения храмом в Егорьевске, о чем упоминается еще в переписных книгах Коломенского уезда за 1705 и 1706 гг.

В 1790 г. на месте старой Казанской церкви построили новую, того же храмоименования, но теплую. Стояла она на песчаном холме, на том месте, откуда начинается Егорьевск.

Здание было деревянным, рубленым, обито тесом и воспроизводило формы современной ему каменной архитектуры эпохи классицизма. Архитектор неизвестен.

По причине случившегося в церкви в 1804 г. пожара было испрошено дозволение на ее исправление. Находившаяся при церкви колокольня в 1850 г была разобрана из-за ветхости.

После 1893 г. церковь стала полковой церковью 139-го Моршанского полка, расквартированного в городе после знаменитой стачки на фабриках Хлудовых. По стенам церкви шли надписи с именами воинов убитых в турецкую войну 1877-1878 гг.

В послереволюционные годы почти все храмы города были закрыты, в том числе и Казанская церковь. В конце 1950-х гг. в ней были устроены квартиры для работников тюрьмы. В начале 1980-х гг. церковь сгорела.

В настоящее время ведутся строительные работы по воссозданию Казанского храма.

Настоятель храма игумен Феофан (Щелкунов).

Михаило-Архангельская церковь Егорьевска

Церковь построена в 1862 г. потомственными почетными гражданами, 1-ой гильдии купцами Алексеем и Герасимом Хлудовыми при богадельне. Освящена церковь в том же 1862 г. архиепископом Рязанским и Зарайским Смарагдом (Крыжановским).

С 1865 г. и до закрытия в 1920-е гг. настоятелем храма состоял священник Василий Веселкин. Сейчас здесь расположен противотуберкулезный диспансер.

В 2003 г. указом митрополита Ювеналия в церковь назначен настоятелем священник Сергий Кожевников, а храм получил статус приписного к Троицкому храму.

Никольская церковь села Жабки

Первое упоминание о Никольской церкви в Коломенских писцовых книгах относится к 1578 г. Далее сведений о Никольской церкви нет до XVIII в. В 1776 г. вместо обветшавшей построена новая деревянная Никольская церковь с приделом в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник".

В 1783 г. к храму пристроена деревянная колокольня. В 1871 г. была построена теплая церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость".

В 1907 г. возвели каменную Никольскую церковь с приделами в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник" и "Всех скорбящих радость". Колокольня деревянная.

В 1930-е гг. церковь была закрыта, священнослужители репрессированы. До 2001 г.. когда был образован православный приход, никем не использовалась.

Первая Литургия совершена летом 2002 г.

Из священнослужителей известны: священник Поликарп Иоаннов (1780 г.), священник Василий Александров (1783 г.); священник Василий Васильев (1811-1849 гг.); священник Андрей Кедров (1849-1862 гг.); священник Павел Кедров (1861-1869 гг.); священник Павел Крылов (1869-1870 гг.): священник Илья Скворцов (1870 г.); священник Павел Вишневский (1913 г.)

С 2002 г. указом митрополита Ювеналия назначен настоятелем иеромонах Никодим (Лунев).

Знаменская церковь села Знаменское

Деревянная церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение" с Предтеченским приделом была первоначально построена помещиком Владимиром Ивановичем Дружининым.

Каменная церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение" с пределами Никольским и Преддеченским была построена и освящена в 1862 г.

Деревянная церковь сгорела, а каменная была закрыта в 1920 г. и использовалась под склад удобрений. За время после закрытия храма была утрачена кровля, межярусные настилы колокольни и часть ограды. В иконостасе утрачены иконы и значительная часть накладной резьбы.

В настоящее время ведутся реставрационные работы. Установлен купол покрытый медью и золотой крест.

Из священнослужителей известны священник Симеон Васильев (1775-1781 гг.); священник Епифаний Симеонов (1781-1830 гг); священник Карп Лебедев (1852-1865 гг.); священник Илия Лагов (1865 г.); священник Вениамин Левкин (1991-1995 гг.).

Настоятель по совместительству с 1997 г. - иеромонах Лаврентий (Пустовалов).

Богослужения в храме совершаются по праздникам.

Покровский храм села Княжево

Княжево в качестве села упоминается в Коломенских писцовых книгах в 1578 г. как вотчина "Богоявленского монастыря, что за ветошным рядом". По тем же книгам, в селе значится деревянная Покровская церковь. 9 декабря 1799 г церковь ночью сгорела по неизвестной причине, а 5 марта 1800 г. архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном (Лаговым) дана благословенная грамота на построение в том же селе на старом месте новой церкви. Через год деревянная церковь была построена и освящена. Позже был пристроен к храму придел пророка Илии, который освятил священник рязанского кафедрального собора Иоанн Иоаннов 1 октября 1806 г. Левый придел в честь святого Давида Солунского был сооружен купцом Давидом Широковым по плану одобренному епископом Рязанским и Зарайским Гавриилом (Городковым) 14 ноября 1849 г. Колокольня пристроена к храму в 1816г., а в 1860 г. переделана заново.

В 1911 г. тщанием прихожан около ветхой деревянной церкви построена новая каменная и освящена в честь Покрова Богородицы, правый придел во имя Илии Пророка, а левый придел - в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святого Давида Солунского. Около новой церкви была установлена деревянная звонница на четырех столпах, купленная в селе Раменки.

В 1920-е гг. церковь была закрыта и отдана во владение колхоза. В послевоенные годы в церкви размещался крахмало-паточный завод.

В 2001 г. при храме была зарегистрирована православная община.

Из священнослужителей известны: священник Дометий Иоаннов (1627 г.); священник Гавриил Петров (1783 г.); священник Димитрий Тимофеев (1782-1815 гг.); священник Николай Дмитриев (1815-1835 гг.); священник Вукол Далматов (1835-1867 гг); священник Алексий Хитров (1867 г.), диакон Михаил Соколов (1885 г.); священник Димитрий Петровский (1906 г.); священник Иоанн Головин (1913-1920 гг.).

С 2002 г. иеромонах Никодим (Лунев) - настоятель по совместительству.

Летом 2002 г. в храме совершена первая Литургия. В настоящее время богослужения совершаются по двунадесятым праздникам.

Казанский храм села Колычеве

"...Колычевский Казанский женский монастырь своим возникновением обязан христианской благотворительности граждан Коломны, подвигнутых на это ужасами 1848 года, когда ввиду ежеминутной наступающей смерти оставшиеся в живых люди спешили с пожитками своими в Божий храмы и ближайшие монастыри, поручая тамошним молитвенникам ходатайствовать перед грозным правосудием небесным об утолении праведного Божия гнева...", - этими словами начинаются "Исторические записки об устроении Колычевского Казанского женского монастыря Егорьевского уезда", где мы знакомимся с удивительным повествованием как о событиях, предшествовавших возникновению святой обители, жертвователях ее и благотворителях, так и о милости к этому месту Самой Царицы Небесной, явившей здесь более века назад свой пречистый лик.

Обстоятельства явления иконы Божией Матери таинственны, необъяснимы и чудесны. В 1800-х гг. местный крестьянин пошел за водой к находившемуся в лесу колодцу. Приблизившись к источнику и подняв голову, он увидел икону на одном из сучьев дерева, стоящего над ручьем. Не найдя объяснения данному явлению и исполнившись благоговейного трепета, всегда переполняющего душу при встрече со святынями, он поторопился возвратиться в деревню с рассказом о чуде, быть свидетелем которого его сподобил Господь. И открылось новое место для молитвы. Икона оказалась Казанским образом Божией Матери. Усердием местных помещиков и крестьян у колодца была поставлена деревянная часовня, куда ежегодно стали совершаться крестные ходы. С тех давних пор и по сей день на святое место сие приходят все, обуреваемые недугами душевными и телесными, вознося молитвы, ища и получая надежное лекарство в струях живоносного источника.

Чудесное обретение иконы в селе Колычеве - указание на выбор места для основания монастыря, освященного благодатью и милостью Божией! В течение 35 лет строилась обитель.

Основателем и духовником Колычевской обители был иеросхимонах Макарий - прозорливый старец, прибывший в Колычеве в 1864 г. из Коломенского Бобренева монастыря и приобретший на средства своих благодарных почитателей старое дворянское имение и землю.

Вскоре вокруг него образовалась община из молодых девушек, во главе которой в день Успения Божией Матери 15 августа 1865 г. встала Мария Памфиловна Степанова - бездетная дворянская вдова, ставшая впоследствии первой игуменией обители. Община девушек, тесно связанная узами духовного родства, начав с возведения большого деревянною келейного корпуса, уже 9 марта 1868 г. выстроила на каменном фундаменте теплый деревянный храм с небольшой колокольней.

25 мая 1875 г. - день открытия общины на котором присутствовали архиепископ Рязанский и Зарайский Алексий (Ржаницын), наместник Николо-Радовицкого монастыря архимандрит Владимир, духовенство Егорьевска, духовник общины иеросхимонах Макарий и многочисленные гости.

С этого времени развернулось грандиозное строительство на земле, принадлежавшей общине. 14 июня 1881 г. недалеко от первого деревянного храма был заложен главный собор будущего монастыря - Казанский с левым приделом в честь святителей Николая и Митрофана Воронежского, правым - в честь Успения Божией Матери и центральным престолом - в честь Казанской иконы Божией Матери. Завершение постройки и освящение произошло в 1888 г.

В 1884 г. заложен большой каменный келейный корпус.

В декабре 1885 г. Святейшим Синодом утверждено переименование общины в монастырь. Настоятельницей назначена игумения Маргарита (Степанова). С этого времени более плодотворными стали в обители и подвиги благочестия, и обеты послушания, и молитвы, и другая деятельность на пользу святой Церкви. Более других радовался открытию монастыря иеросхимонах Макарий, издали, из Радовицкой пустыни, куда он удалился за несколько лет до этого события, надзирая за развитием и упрочением обители в Колычеве.

Почти 10 лет духовно окормлял старец Колычевскуто обитель а незадолго до смерти изъявил желание быть погребенным в его любимом монастыре. Здесь 17 мая 1894 г. наступила его блаженная кончина.

Спустя немного времени в 1897 г. был заложен еще один каменный храм в честь Преображения Господня с пристроенным к нему большим келейным корпусом. К тому времени насельниц монастыря было уже более ста, среди них - и престарелые инокини, для которых было принято решение пристроить корпус, примыкающий к зданию храма.

К началу XX в. в монастыре было завершено строительство Казанского собора храма Преображения Господня двух келейных корпусов, колокольни и нескольких хозяйственных построек.

А после событий 1917 г. сестры получили известие о скором закрытии их родной обители и устройстве в этом святом месте дома инвалидов и престарелых. Престарелые монахини стали первыми пациентками открывшегося лечебного учреждения, остальные были отправлены в ссылку, где в далеком Казахстане приняли на себя подвиг мученической кончины.

С 1960-х гг. и по сей день на месте Колычевского Казанского женского монастыря - психоневрологический интернат. Святое место осквернено: храмы обезглавлены, келейные корпуса переоборудованы под палаты для больных.

В 1999 г. настоятелем Казанского храма указом митрополита Ювеналия назначен иеромонах Митрофан (Ефремов), община начала ходатайствовать о передаче главного собора монастыря Церкви. Получить согласие со стороны комитета социальной защиты населения Московской области, в ведении которого находились все монастырские постройки, приходу Казанского храма удалось только в начале 2003 г. Уже 18 января 2003 г. в переданном соборе состоялось первое после многих десятилетий богослужение. 12 мая 2002 г. была достигнута договоренность о передаче в пользование надвратного храма колокольни и трех келейных комнат. Начались реставрационные работы.

4 ноября 2002 г. благочинный церквей Егорьевского округа иеромонах Никодим совершил первую Литургию в надвратном храме во имя святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского. С этого момента службы в монастыре стали проходить регулярно. Каждую субботу открываются двери храма для верующих, среди которых и местные жители, и сотрудники психоневрологического интерната, и больные.

Из священнослужителей известны священник Петр Нарциссов, священник Феодор Леонардов, священник Василий Вяземский. Настоятельницы монастыря итумения Маргарита (Степанова), игумения Агния; игумения Аркадия, игумения Амвросия.

В настоящее время 6oгослужения совершаются регулярно: каждую субботу - Литургия в надвратном храме колокольни.

Никольская церковь села Круги

Дата первоначального построения церкви в селе Крути неизвестна. Нынешнюю же деревянную церковь начали строить в 1784 г. Согласно просьбе иерея Венедикта Кодратова 16 марта 1784 г. было дано разрешение на построение каменного храма. Освящена же церковь была в 1797 г.

В 1920 г. церковь была закрыта и использовалась колхозом как склад.

26 ноября 1999 г. при Никольском храме зарегистрирована православная община и началась реставрация.

Из священнослужителей известны священник Венедикт Кодратов (1784-1796 гг.); священник Феодор Моисеев (1796-1813 гг.); священник Василий Жуков (1813-1843 гг.); священник Иоанн Инякин (1843-1883 гг.); священник Павел Триодин (1883 г.).

С 2002 г настоятель - священник Гeopгий Хрипунов.

Воскресенская церковь в селе Куплиям

Впервые церковь в селе Куплиям была построена в 1676 г. После освящения она долго пустовала, так как пятнадцать лет не имела служащего священника. В 1776 г. церковь сгорела, и местные жители испросили дозволения на построение новой деревянной церкви. Разрешение было дано, и она была освящена уже в 1777 г.

В 1805 г жителями села была построена колокольня, а позже, в 1815 г, всю церковь покрыли новым тесом. Но и этот храм сгорел дотла.

В 1863 г. начато строительство каменной, ныне существующей церкви. Имела она три престола: первый - Воскресенский, второй - Вознесенский, третий -Покровский.

В 1920 г. храм был закрыт и использовался под склад совхоза.

Из священнослужителей известны: священник Дорофей Петров (1676 г.); священник Павел (1678 г.); священник Карп Павлов (1690г.) священник Григорий Лукеллианов (1738-1745 гг.); священник Феодор Григорьев (1745 г.); священник Лев (1753 г.); священник Игнатий Федоров (1773 г.); священник Никита Федоров (1774-1804 гг.); священник Григорий Гальцов (1804-1825 гг.), священник Григорий Пустынский (1825-1843 гг.); священник Афиноген Трейеров (1843-1866 гг.); священник Павел Кедров (1862 г); священник Михаил Трейеров (1862-1884 гг.); священник Василий Булатов (1884 г.).

Настоятелем храма в настоящее время является иеромонах Августин (Французов).

Богослужения в храме совершаются по праздничным дням.

Троицкий храм села Лелечи

Лелечи, расположенное на правом берегу реки Цны, в качестве села упоминается в писцовой Коломенской книге в 1578 г.

Вместо старых церквей, Преображенской и Воскресенской на построение в том селе деревянной Троицкой церкви с приделом святых благоверных князей ярославских Феодора и чад его, Давида и Константина. 23 февраля 1779 г. была дана благословенная грамота епископом Коломенским Феодосией (Михайловским). В этой церкви придел был освящен 5-го, а сама она - 6-го ноября 1782 г. протопопом коломенского Успенского собора Григорием Ивановым.

Существующая ныне, построенная вместо обветшавшей деревянной, каменная Троицкая церковь с двумя теплыми приделами - в честь благоверных князей Феодора и чад его, Давида и Константина, с южной стороны и святителя Митрофана с северной - была построена в 1866 г. Строительство продолжалось 10 лет при значительной помощи московского купца Михаила Ивановича Пузакова. Одновременно с церковью построена и колокольня, примыкающая к храму. Деревянная церковь с иконостасом и прочими принадлежностями в 1869 г. с разрешения епархиального начальства была продана за 700 рублей в деревню Шарапове, где до того времени церкви не было. В 1875 г. вокруг существующей ныне церкви была построена новая каменная, с железными решетками, ограда.

В 1930-е гг. храм был закрыт и частично разрушен, снесена колокольня.

В 1998 г. была зарегистрирована православная община Троицкой церкви.

В 2002 г. в Духов день была совершенна первая Литургия в полуразрушенном храме.

В настоящее время ведутся реставрационные работы.

Из священнослужителей известны священники: Иоанн Игнатьев (1627 г.); Иаков Андреев (1782 г.); Димитрий Трофимов (1782 г.); Матфей Волков (1792-1840 гг.); Даниил Богданов (1840-1868 гг.); Иосиф Вишневский (1868 г).

С 2002 г. настоятель, по совместительству, священник Роман Аксенов.

Свято-Троицкий храм села Низкое

Храм построен в 1919 г. на средства местных жителей. Основным жертвователем строительства был И В. Дашков. Освящен храм 22 октября 1919 г. епископом Михайловским Митрофаном (Загорским). Храм никогда не закрывался.

В начале 1980-х гг. в Свято-Троицком храме была проведена большая работа по внутренней реставрации храма под руководством иеромонаха Сергия (Шагаева).

В 2002 г. вокруг храма и кладбища заложена каменная ограда и установлены кованые ворота.

Богослужения в храме совершаются по субботам, воскресеньям и праздничным дням.

Из священнослужителей известны: священник Козьма Афанасьев (1919 г); священник Сергий; протоиерей Владимир Трапезин (1945-1968 гг.); священник Владимир Введенский (1968 г.); протоиерей Сергий Трапезин (1968-1979 гг.); иеромонах Сергий (Шагаев) (1979 г.); протоиерей Михаил Пуц (1982-1987 гг.); протоиерей Владимир Словашевич (1987 г.); священник Михаил Ардов (1987-1992 гг.).

С 1992 г. настоятель иеромонах Митрофан (Ефремов).

Покровский храм села Никиткино

Село Никиткино Егорьевского уезда, находящееся на левом берегу реки Цны, принадлежало к числу вотчин Николо-Радовицкого монастыря. Из грамоты митрополита Рязанского и Муромского Павла за 1690 г., данной настоятелю монастыря игумену Игнатию, известно, что первоначально Покровская церковь находилась в монастырской вотчине деревне Молодники, которая в моровое поветрие запустела. Крестьяне были причислены к приходу села Купли (ныне Куплиям). Поскольку ходить было далеко, игумен Игнатий решил построить новую церковь Покро ва Богородицы в селе Никиткино и просил благословения митрополита Павла в близлежащем лесу рубить деревья на строительство храма. Деревянный храм был освящен в 1692 г. В 1765 г. церковь сгорела. Всю утварь удалось спасти. 21 июня 1766г. епископом Рязанским Палладием был издан указ на строение в том селе новой деревянной церкви. В 1817 г. иерей Алексий Герасимов испрашивает грамоту на освящение Покровской церкви с приделами Рождества Христова и святителя Алексия Московского. Новый храм был освящен настоятелем Радовицкого монастыря игуменом Авраамием. В 1839 г., когда горело село, сгорела и церковь. В 1840 г. епископом Рязанским Гавриилом (Шродковым) была дана грамота на построение ныне существующей церкви. Было пожертвовано московскими купцами Куровыми 17 000 рублей и священником Алексием Герасимовым 3000 рублей. Новая каменная церковь была освящена 30 сентября 1847 г. В 1863 г. иконостасы были заменены новыми, один из которых освятил епископ Смарагд (Крыжановский).

Храм был закрыт в 1920 г и использовался под склад совхоза, со временем стал разрушаться.

С 2000 г. в храме возобновились богослужения.

Из священнослужителей Покровской церкви известны: священник Евфимий Иоаннов (с 1692 г.); священник Стефан Евфимисв; священник Тимофей Евфимиев; священник Петр Тимофеев; священник Матфей Дмитриев; священник Петр Федоров; священник Алексий Герасимов Ятчонтский (1796-1845 гг.); священник Александр Светлорусов (1845-1886 гг.); священник Николай Мудров (1886 г.).

С 2000 г настоятелем назначен священник Димитрий Кузнецов.

Богослужения в храме совершаются по субботам и воскресеньям, а также в дни праздников.

Никольский храм села Николо-Крутины

О волости Крутинки Коломенского уезда упоминается в духовной грамоте великого князя московского Василия Дмитриевича от 1406 г. В коломенских писцовых книгах Данилы Житова 1578 г. также говорится о погосте Крутины на реке Люболове (ныне Люблевка). Здесь же есть записи о храме во имя Николая Чудотворца. Самая первая деревянная Никольская церковь обветшала, и в 1633 г. на ее месте была построена новая церковь, сгоревшая, однако, зимой 1782 г. В начале XIX в. церковь была вновь отстроена, колокольня же к ней пристроена в 1848 г. Эта церковь находилась в урочище Попова гора и была разобрана в начале XX в. В 1859 г. на пожертвования купца первой гильдии Давыда Ивановича Хлудова возведена рядом с деревянной каменная церковь, тоже во имя святителя Николая Правый ее предел был во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, левый придел во имя благоверных князей - братьев Феодора Ярославича и Александра Невского. Колокольня и трапезная к церкви достраивались уже в год смерти Хлудова в 1886 г. егорьевским мещанином Федором Никифоровичем Юрьевским. Каменная ограда и угловые башни построены в 1858 г. Рядом находилась двухэтажная деревянная двухклассная церковноприходская школа. Первым старостой был купец из села Клеменова Василий Никитич Любомилов. К приходу были приписаны деревни: Бережки, Захарове, Васцино (Холмы), Боярское, Трубицыно, Абрюдково. Всего в деревнях при хода насчитывалось 248 дворов.

Перед закрытием в храме служил священник Николай Голышев, расстрелянный в Бутово в 1938 г. и прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В 1930-е II. Никольская церковь была закрыта, а в ней разместили колхозный склад. Затем долгие годы здание пустовало. Иконы и утварь были расхищены. Кресты спилены совсем недавно. В 1991 г. церковь начали восстанавливать верующие.

В 2002 г. митрополит Ювеналий благословил устроить правый придел Никольской церкви в честь священномученика Николая Егорьевского.

Из священнослужителей означенной церкви известны: священник Стефан Матфеев (1792 г.); священник Иассон Никитин (1793-1800 гг.}, священник Петр Стефанов (1800-1810 гг.); священник Евфимий Юрьевский (1810-1835 гг.); священник Кодрат Богданов (1835-1859 гг.); священник Иоанн Добросотов (1859 г.); священномученик Николай (Голышев).

В 1999 г настоятелем Никольского храма назначен священник Роман Аксенов.

Богослужения в храме совершаются по субботам и воскресеньям, а также в дни праздников.

Троицкая церковь в селе Власовское (Ново-Егорье)

Село Власовское (ныне Ново Егорье). находится между двумя дорогами Егорьевск-Касимов и Егорьевск-Владимир. Церковь впервые упоминается в летописи в 1783 г. Именно в это время священник Никон Иоаннов написал прошение разрешить постройку церкви в селе с последующим ее освящением в честь Живоначальной Троицы. Указом от 27 марта 1783 г было дано повеление благочинному иерею Матфею Яковлеву исследовать место постройки и близлежащие деревни.

По мнению благочинного, лучшего места для постройки нельзя было придумав. И уже 26 июня указом Святейшего Синода было начато строительство. Церковь была построена за год. и 10 ноября протоиерей Георгий Иоаннов освятил ее.

Прихожанам вскоре вновь пришлось просить разрешения на построение церкви, так как 4 апреля 1792 г. прежняя сгорела. Разрешение было получено, и 13 декабря произошло освящение вновь построенного храма.

Около деревянной церкви в 1816 г построена каменная церковь с четырьмя престолами, главный в честь Живоначальной Троицы, и приделы - пророка Илии, архидиакона Стефана, и преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского.

В 1875 г началось строение каменного собора в честь Живоначальной Троицы с приделами Успенским и в честь великомученика Георгия Победоносца на пожертвования церковного старосты Любомилова. Освящен собор в сентябре 1887 г.

В 1920-е гг. храмы были закрыты и использовались под склад фабрики. Великолепные иконы в золотых ризах и драгоценные книги были вывезены. Парчовые и шелковые облачения сожжены. Золотая и серебряная утварь украдена.

В 1993 г. при храме зарегистрирована православная община и назначен настоятель иеромонах Лаврентий (Пустовалов).

Из священнослужителей известны: священник Максим Филиппов (1784 г.); священник Иоанникий Стефанов (1786-1793 гг.); священник Гурий Львов (1793 г.); священник Феодор Иоаннов (1792-1816 гг.); священник Иоанн Федоров (1801 г.); священник Симеон Быстров (1824-1857 гг.); священник Феодор Правдолюбов (1816-1841 гг.); священник Филипп Хавский (1818-1824 гг.); священник Петр Соколов (1837-1877 гг.); священник Андрей Ильинский (1841-1882 гг.); священник Иоанн Палицын (1857-1889 гг.); священник Михаил Никитский (1877-1885 гг); священник Николай Чельцов (1882 г.); священник Павел Смирнов (1885 г.); священник Иоанн Палицын (1889 г.); священник Димитрий Кузнецов (1993 г.); священник Сергий Горюнов (1993-1996 гг.).

Богослужения в храме совершаются по субботам, воскресеньям и праздничным дням.

Преображенский храм села Починки

Время первоначального пост роения Преображенской церкви в селе Спасском (так первоначально назывались Починки) неизвестно. В документах первое упоминание о деревянной Преображенской церкви появляется в 1776 г. Тогда испрашивалось разрешение на ее поправку, а в 1777 г. - на освящение ее придела. В 1792 г. церковь сгорела. В 1800 г. вместо сгоревшей построена новая деревянная церковь. В 1817 г. Борис Петров на средства прихожан покрыл церковь и купола железом.

В 1866 г. около деревянной церкви началось строительство новой каменной в честь Преображения Господня с приделами Покровским и Никольским. Храм был построен в стиле эклектики. Освящение храма состоялось 2 февраля 1871 г. Храм освящал настоятель Николо-Радовицкого монастыря архимандрит Владимир вместе с местным благочинным.

В 1874 г. при храме началось строительство каменной четырехъярусной колокольни, которая построена в 1877 г. В 1866 г. вокруг церкви возведена каменная ограда. Около храма находился приходской двухэтажный дом.

В 1895 г. под руководством архитектора Н.М. Чистосердова церковь была увеличена в западном направлении и объединена с колокольней.

Церковной земли до 1917 г. было 37 десятин. К приходу Преображенской церкви относились: село Анохино, деревни Никоново, Малая и Большая Ильинка, Новое и Старое Ерохино, Денисове, Крехтино.

В приходе Преображенской церкви находились 4 приходских школы. Первая, двухклассная мужская, - в селе Починки, в которой обучалось 190 мальчиков. Вторая - в Анохино, смешанная земская, в которой обучалось 100 учеников. Третья - в Новом Ерохино, тоже смешанная земская, в ней обучалось 60 учеников. Четвертая - в Починках же, женская, в которой обучалось 130 девочек (по сведению на 1914 г.) При церкви располагалась библиотека.

С 1908 г. церковным старостой назначен почетный гражданин Егорьевска Александр Тихановский.

В 1920 г. церковь закрыли и использовали под склад совхоза. Библиотеку сожгли. После закрытия утрачен верхний ярус, храм покрыт шифером.

В 1998 г. была зарегистрирована православная община и началось восстановление Преображенского храма.

Из священнослужителей известны: священник Стефан Евдокимов (уволен за штат в 1781 г.); священник Иоанн Исидоров (с 1781 г.); священник Петр Иоаннов (1784 г.); священник Иаков Андреев (1793 г.); священник Борис Петров (1799-1819 гг.); священник Василий Митрофанов (1806 г.); священник Георгий Матфеев (1819-1822 гг.); священник Афанасий Бажанов (1822-1843 гг.); священник Стефан Беляев (1843-1851 гг.); священник Петр Бажанов (1851-1873 гг.); священник Василий Некрасов (1861-1890 гг.); священник Димитрий Смирнов (настоятель с 1881 г. и до закрытия, с 1914 г. состоял благочинным), священник Иоанн Миловзоров (с 1890 г. и до закрытия), диакон Николай Мирославлев (с 1914 г. и до закрытия); священник Александр Шелехов (1998-2001 гг.); священник Рафаил Бармушкин (2001-2002 гг.).

С 2002 г. настоятель священник Максим Леонтьев.

Богослужения в храме совершаются по воскресеньям и праздникам

Церковь Рождества Богородицы села Радовицы

Церковь была построена в 1773 г. по прошению иерея Александра Алексеева. Через некоторое время построенная деревянная церковь сгорела и на ее месте 27 октября 1821 г. была воздвигнута новая каменная церковь с приделом, освященным в честь святителя Николая.

В 1930-е гг. храм был закрыт, некоторое время использовался под гараж. С 1950 г. в храме располагался сельский клуб Колокольню, купола и своды храма разрушили.

В 1991 г храм передан православной общине.

Из священнослужителей известны: священник Александр Алексеев (1768-1788 гг.); священник Кондрат Лукин (1788-1806 гг.); священник Василий Васильев (1806-1808 гг.); священник Никифор Барыков (1803-1843 гг.); священник Матфей Семенов (1844-1862 гг.); священник Павел Крылов (1862-1869 гг.); священник Николай Смирнов (1869-1876 гг); священник Поликарп Яблоков (1876-1886 гг.); священник Николай Гумилев (1886 г.); иеромонах Пантелеймон (Козлов) (1994 г.); священник Рафаил Бармушкин (1994-2001 гг.).

С 2001 г. настоятелем храма назначен иеромонах Августин (Французов).

Богослужения в храме совершаются ежедневно кроме понедельника и вторника.

Храм Рождества Богородицы в селе Раменки

Село Раменки в качестве погоста с церковью упоминается в писцовых книгах в 1578 г. Богородицерождествснская церковь с приделом Пророка Илии была разобрана в 1815 г. на дрова для обжига кирпича для каменной церкви, а колокольня продана в Княжево. На построение каменной церкви с приделами пророка Илии и Трех святителей благословенная грамота дана в 1803 г. согласно прошению титулярного советника Андрея Ивановича Повалишина. В 1804 г. выдана для построения каменной церкви, по просьбе крестьянина Митрофана Семенова, книга для сбора денег. 11 октября 1815 г. был освящен Ильинский придел. Спустя год, когда была достроена колокольня, то освятили весь храм с приделом Трех святителей. В 1849 г. стены храма были значительно расширены, а в 1857 г. разобрана колокольня для расширения в западную сторону трапезной части храма. Новая колокольня построена в 1860 г. В 1875 г. алтарь был разобран и построен более обширный, благодаря пожертвованиям московского купца М.И. Пузакова. В 1876 г. Преосвященным Алексием (Ржанициным), епископом Рязанским, новый алтарь был освящен. В том же году купец Пузаков поставил вокруг храма кирпичную ограду. В 1864 г при храме устроены школа и библиотека, где находилось в то время 116 книг и журналов религиозно-нравственного содержания.

С 1941 по 1945 гг. храм был закрыт, а в 1946 г. там вновь стали совершаться богослужения вплоть до Пасхи 1963 г. С того времени в храме находился склад медикаментов.

Новая жизнь храма началась в 1992 г. когда была зарегистрирована православная община. На престольный праздник в 1993 г. состоялось первое богослужение.

Заботой местных жителей в храме сохранились иконостасы с некоторыми иконами и роспись храма.

Из священнослужителей известны: протоиерей Михаил Евтихиев (1693-1706 гг.); священник Андрей Ильин (1765 г.); священник Петр Погожев (1782-1814 гг.); протоиерей Иосиф Дролдов (1814-1827 гг); протоиерей Василий Глебов (1827-1863 гг); священник Иоанн Плахинский (1865-1866 гг.); протоиерей Иоанн Петропавлов (1853-1883 гг.); священник Иоанн Темнорусов (1863 г.); священник Василий Петровский (1883-1900 гг.).

С 1992 г. настоятелем является священник Георгий Хрипунов.

Введенский храм села Рыжево

Рыжево, расположенное в семи верстах от Егорьевска на возвышенной местности, со всех сторон окруженное лесом, в качестве деревни упоминается еще в XVII в. Построение деревянной Введенской церкви начато было почетным московским гражданином Семеном Иерофеевичем Майковым в 1866 г. и в конце того же года окончено. 12 февраля 1867 г. церковь была освящена егорьевским протоиереем А.В.Соллертинским. В 1869 г. при церкви построена колокольня. В 1874 г. иконостас храма был позолочен, а 1880 г. вокруг церкви возведена деревянная ограда. При церкви имелась сторожка и школа.

В 1921 г. церковь сгорела, и на ее месте в том же году был построен новый храм, который сгорел в 1923 г.

Ныне существующий храм был перевезен из Люблино Московской области и поставлен в селе Рыжево в 1924 г. Отдельно от церкви была построена колокольня Вокруг храма расположено старинное кладбище.

С 1866 г. священником в церкви состоял Петр Дмитриевич Николин.

С 1954 г. в храме служил протоиерей Алексий Лебедев. На протяжении 44 лет отец Алексий нес в храме служение Богу и людям.

С 1998 г настоятелем храма является иеромонах Феофан (Кузнецов).

Богослужения в храме совершаются по субботам и воскресеньям, а также в дни праздников.

Церковь Пресвятой Троицы в селе Троица.

Деревянная Троицкая церковь с Дмитриевским приделом, была построена в 1763 г. помещицей Евдокией Михайловной Племянниковой. Существующая ныне в том селе каменная церковь построена в 1886 г. Вся утварь, иконостас и иконы были перенесены из прежней церкви.

В годы советской власти церковь была закрыта, а в 1960-е гг. разграблена. Около храма расположено кладбище на три деревни. В настоящее время полы и своды в храме отсутствуют, а в алтаре на горнем месте сохранилась икона Воскресения Христова.

Из священнослужителей Троицкой церкви известны, священник Григорий Иосифов (1793-1813 гг.); священник Феодор Космин (1813-1820 гг.); протоиерей Афиноген Тимофеевич Трейеров (1820-1843 гг.); священник Иоанн Иаковлевич Дмитриевский (1843-1877 гг.); протоиерей Алексий Николаевич Марков (1877-1900 гг.).

В 2002 г. зарегистрирована православная община. С 2002 г. настоятелем храма по совместительству является иеромонах Никодим (Лунев).

Церкви Никольская и Спасская в селе Шатур

Впервые церковь в геле Шатур упоминается в 1423 г., но этот храм сгорел уже на следующий год.

В XVIII в. мы уже встречаем здесь два храма: Никольский, построенный в 1701 г. и Казанский, построенный в 1717г.

В 1831 г Никольская церковь сгорела, и в 1833 г. московский купец Афанасий Щекин построил новую деревянную церковь с Казанским приделом. Тем же Щекиным вместо обветшавшей Казанской церкви был построен в 1838 г. храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя. При храме существовали две приходские школы. В 1895 г. к храму пристроена каменная колокольня.

Храм был закрыт в 1950 г. В настоящее время от храмов осталась только одна высокая каменная колокольня; в самой деревне уже никто не живет.

Из священнослужителей известны: священник Иаков Моисеев (1637 г.); священник Изотик Феодоров (1705 г.); священник Гавриил Пименов, священник Корпилий Изотиков (лишен сана в 1732 г.); священник Тимофей Григориев; священник Симеон Васильев (1775 г.); священник Павел Тимофеев (1785 г.); священник Павел Григорьев (1790 г.); священник Евфимий Смирнов (1825-1845 гг.); священник Иоанн Цветаев (1845г.).

Материал предоставил
иеромонах Никодим (Лунев)

(Вернуться к началу)