№ 11-12/2003

священник Геннадий Бырлэдяну
Рождество Христово и Новолетие

Небо и земля, восклицает святая Церковь,
днесь пророчески, да возвеселятся;
играет вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа:
яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки.

Святитель Иоанн Златоуст

Господь наш Иисус Христос в Своем Евангелии, говоря о самом великом, что может сделать человек, о самой высокой мере, до которой он может вырасти, нам дал заповедь любви: никто большей любви не имеет, как тот, который душу свою положит за друзей своих... И вот, в эту таинственную ночь Сам Господь и Бог наш Воплощением Своим исполнил этот закон победоносной жизни и любви.

Мы рождаемся во временную, преходящую жизнь, из ничего возникаем державным творческим словом живого Бога и через это временное бывание становимся причастниками вечности и входим в жизнь вечную. Господь же и Бог наш, Воплощением Своим из полноты бытия, входит в область смерти; из полноты не-тварного бытия Он заключается в узкие, подлинно тюремные рамки падшего мира, будучи вечным, рождается во времени, чтобы в этом мире узком, тесном, оторванном от Бога, жить, показывая нам пример того, как изо дня в день можно отдавать жизнь за своих друзей, и умирает, показывая нам, что и смертью можно явить торжество жизни.

Одна из древних греческих икон представляет нам ясли Вифлеемские не в виде трогательных яслей, а в виде жертвенника, сложенного из камней, на которых лежит ребенок, предназначенный к смерти; но не к случайной, бессмысленной, бесцельной смерти, а к смерти жертвы, которая осмысленно, свободно приносится Богу во очищение грехов, ради победы над самой смертью, для соединения неба и земли, для соединения отпадшей твари и живого, любящего Бога.

Сегодня вечный Бог рождается во времени, Бесплотный облекается плотью, Тот, Кто за пределами смерти, входит в область смерти: сегодня начинается крестный путь Господень; сегодня является нам жертвенная крестная Божественная Любовь. Сегодня ясли Вифлеемские предзнаменуют нам ту пещеру, куда будет положен Господь наш Иисус Христос, снятый со Креста после мучительной смерти... И весь путь Господней жизни не является ничем иным, как исполнением этой заповеди о любви, которая не знает ни границ, ни предела, о той любви, которая свою жизнь отдает за друзей своих.

Но за друзей ли одних? Кто был другом Господним, когда Он родился, кто дал приют Матери, ожидающей Ребенка, и сопровождающему их Иосифу? Выкинутые из человеческого селения, они нашли себе обиталище только среди животных; и так в течение всей жизни Христовой. Путь, начатый Господом "ради друзей Своих", есть путь любви - но кто такие эти друзья? Враги - это не те, кто нас ненавидит, это те, которых мы, по безумию, по слепоте сердца и отуманенности ума, называем врагами; Христос врагов не знал. Все люди, которых державное, творческое слово Божие призвало к бытию, были Его братья и сестры, были возлюбленные Божий дети, которые потеряли свой путь и которых Он при шел взыскать.

Он Сам дал нам образ, когда сказал, что добрый пастырь оставляет 99 овец, чтобы идти на розыски одной заблудившейся, потерянной овцы. Так и по отношению к нам; тех людей, которые называют себя врагами Христа, Христос признает за Своих братьев и сестер, за детей живого Бога, Чьим Сыном Он является. Он врагов не знает, для Него нет врагов; и поэтому за всех и ради всех Он становится человеком, за всех и ради всех Он живет изо дня в день, отдавая все силы тела и души; и, наконец, за всех и ради всех после Страстной седмицы, после страшной Гефсиманской ночи после издевательств, поруганий, после того, как Он был предан близким учеником, оставлен другими, Христос умирает на Кресте за всех и ради всех. И если мы - Христовы, то мы должны научиться в эту сегодняшнюю торжественную ночь этому Христову пути, сегодня мы можем покаянием, т. е. переменой мысли и сердца, новыми глазами осмотреться и с изумлением увидеть, что нет у нас врагов, а есть только дети Божий заблудшие, к которым нас посылает Господь жить и, если нужно, умирать, чтобы они ожили во веки веков.

Вот, о чем говорят нам жизнь, смерть Христовы, вот о чем нам говорит сегодня Рождество, т е. рождение живого Бога человеческой плотью. Оно такое таинственное, казалось бы, мы видим своего Бога, мы можем держать Его благоговейно и трепетно в своих объятиях; но в этом Воплощении нам открывается Бог более таинственный, чем Бог небесный, непостижимый человеческому уму, а только чаемый человеческим сердцем, потому что в этом Младенце таится вся полнота невидимого, непостижимого Бога. Прикасаясь ребенку, рожденному в Вифлееме, мы с ужасом познаем, что Он - живой Бог, ставший живым человеком нас ради. Мера любви Божией к каждому из нас, к последнему грешнику и к самому святому праведнику - это жизнь и смерть Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим...

Разве мы не обернемся к каждому, кто вокруг нас, с подобной любовью, разве мы можем перед лицом Воплощения Христова иначе отнестись к людям, чем Сам Бог, ставший человеком? Заповедь новую Он нам дает, новую тем, что не только Он нас призывает любить, но призывает любить и друзей, и врагов, призывает любить всех, и такой мерой любви, которая способна "положить жизнь свою за друзей своих"; признать друзьями тех, кто тебя другом не признает, жить для них изо дня в день, а если нужно - ради них умереть, с последней молитвой на устах: Господи, прости им: они не ведают что творят! Аминь.

(Вернуться к началу)