№ 11-12/2003

свмч. Аркадий (Остальский)
Из поучений на Рождество Христово и Новолетие

У ЯСЛЕЙ ХРИСТОВЫХ

Господь наш Иисус Христос родился в Вифлееме... Вифлеем - небольшой городок в двух часах ходьбы от Иерусалима. На месте рождения Иисуса Христа теперь стоит монастырь. Пещера, где родился Богомладенец, - под главным алтарем храма. Она имеет 20 аршин длины, 6 ширины и 4 высоты; свод украшен мозаикой. В стене - выложенное мрамором углубление, посреди которого - серебряная звезда, вокруг которой надпись: "Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос". В двух шагах от этого места - другое углубление, с высеченны ми в нем яслями, в которые был положен Богомладенец. Стены и пол пещеры выложены мрамором. 32 золотых и серебряных лампады неугасимо освещают пещеру - так любовь ко Спасителю украсила место Его рождения.

Но не такова была эта пещера в ночь Рождества в ней Божественного Младенца - убогая, бедная пещера; сено, солома, ясли; вокруг животные.. Перенесемся мысленно в эту пещеру, приникнем к святым яслям и Лежащему в них: телесным очам представится маленький, только что появившийся на свет ребенок, а духовному взору - Предвечный Присносущный Сын Божий, Имже вся быша, ради нас и ради нашего спасения сошедший с небес и воплотившийся от Девы Марии.

Удивимся же сему Божественному снисхождению, из глубины души скажем Младенцу Христу: "О, как жестко лежать Тебе, какими лишениями начинаешь Ты Свой жизненный путь, - и каким величайшим подвигом на Голгофе закончишь его. Что же мы можем сейчас сделать для Тебя?"

Он нам ответит: "Пойте вместе с ангелами: Слава в вышних Богу...".

Восхваляй же, душе, благословляй и проспав ляй Всемилостивого Бога; пой Его величайшее снисхождение, Его неизмеримую любовь.

Увидев у яслей волхвов с богатыми дарами, спросим Христа: "Господи, что мы Тебе дадим? У нас нет злата и камней драгоценных, - но ведь каждый из нас что-то имеет. Приими же то, что мы имеем, чем мы владеем..."

А Он нам ответит: "Мое небо, Моя земля, Мое злато и серебро; все богатства мира - Мои. Мне ничего не надобно; отдайте бедным, неимущим, - во имя Мое".

"Но, Господи, не можем же мы стоять у Тебя с пустыми руками и никакого дара не оставить у яслей Твоих! Скажи же нам, что Тебе дать, какой дар положить у Пречистых ног Твоих?"

Он скажет нам: "Оставьте Мне грехи ваши, свою испорченную совесть; принесите самоосуждение, слезы покаяния; отдайте Мне свою волю, свою любовь, свое сердце, свою душу..."

Отдай же, христианин, всего себя Тому, Кто тебе отдал Самого Себя!

ОЧИ ИМУТ И НЕ ВИДЯТ, УШИ ИМУТ И НЕ СЛЫШАТ...

...Два особые события возвещали миру пришествие Спасителя: звезда на востоке и явление ангелов пастухам. Звезду, несомненно, видели многие, но немногие понимали, что эта звезда Мессии Христа. И Самого Младенца Христа видели многие. Но тогда как для волхвов и пастухов Он виделся Творцом мира и Владыкой всякого создания, прочие видели в Нем обычного младенца...

Так всегда бывает: разные люди в одно и то же время глядят на один и тот же предмет и видят его разно. Например, глядя на небо, одни видят только материальные миры в виде звезд, сияющих над землей, - и больше ничего. А другие в то же время видят, или вернее, чувствуют за ними Творца, великого Механика, Промыслителя, создавшего их и управляющего их движением и направлением.

Изучая природу, одни всюду видят одну материю, неизменные суровые законы природы, слепой рок, а другие - премудрость, целесообразность, красоту, которые, в свою очередь, вещают о премудрости, благости и всемогуществе Создателя и Промыслителя.

Наблюдая себя и вообще человека, одни и тут не видят ничего, кроме материи, отрицают душу, человека низводят на степень животного, а другие - различают в человеке Богу подобный дух, отличающий его от животного; видят себя бессмертными, вечными; чувствуют свое сродство Духу Божественному, к Которому тяготеют и всецело стремятся.

Причины, по которым люди разно относятся к одному и тому же, следующие.

Как в телесном отношении люди бывают дальнозоркими и близорукими, зрячими и слепыми, имеющими слаборазвитый слух или слух тонкий, так бывает и в жизни духовной. Как два человека, глядящие вперед, видят разно, - один различает только близко находящиеся предметы (потому что он близорук), а другой видит далеко, так и в духовной жизни: одни видят только лишь материю, а другие - за нею и в ней примечают мир духовный.

Люди бывают духовно слепыми и глухими или от рождения, или заболевают в продолжение жизни.

От рождения... Если телесные недостатки, болезни, можно унаследовать от родителей, то так наследуются и душевные недуги: привычки греховные, страсти, склонность к неверию, - особенно, если родители были преданы этим недугам в то время, как зачинался и формировался младенец.

От греховной жизни... Это то же, что запорошить себе глаза, или получить нарост, бельмо; или повредить слуховую (барабанную) перепонку.

Такие души можно уподобить зрительной трубе с испорченными или даже разбитыми стеклами, через которые если и можно что-то видеть, то невозможно ничего разобрать. Или же сравним их с птицей, крылья которой дети вымазали в грязи, и она никак не может подняться в воздух, но с трудом ползет по земле.

Посмотрите на жизнь людей, отрицающих духовный мир, не чувствующих его, - в их жизни вы найдете ответ на вопрос: почему они не видят этого мира, не чувствуют его и отрицают его. Эти люди отрицают Бога, потому, что не ищут Его, не хотят Его бытия - без Него им легче, лучше живется: не мучает их совесть. Они отрицают существование души потому, что всецело служат плоти, любят ее, она - их бог. Они отрицают загробный мир потому, что прилепились к земле. Не могут понять умом христианских истин; не могут вознестись к Богу потому, что их ум, преданный исключительно заботам земным, не упражняется в богомудрии. Чувства их, заполненные страстями, скованы, привязаны к плоти и не могут воспринять воли, движений и звуков духовного мира...

Хочешь быть зрителем мира духовного, причастником его, - береги чистоту ума и чувства, кои могут ввести тебя в этот мир. Протирай чаще свои очи духовные, очищай чувства, и тогда за материей, сквозь нее и в ней самой увидишь, услышишь, почувствуешь жизнь, дыхание и присутствие Самого Великого Бога Духа Святого...

СЛОВО НА ЕВАНГЕЛИЕ НЕДЕЛИ ПРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ

Книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова,
Сына Авраамля. Авраам роди Исаака;
Исаак же роди Иакова... Всех же родов от Авраама
до Давида, родове четыренадесяте...

Бывает заметно, что когда читается сегодняшнее Евангелие (перечень имен предков Господних по плоти), слушатели скучают и, вероятно, думают: "Какое неинтересное Евангелие... Зачем оно читается?"

А читается оно для того, чтобы напомнить нам предков Господних по плоти, вспомнить величайших из праведников, прославить из-за них Бога, Дивного во святых Своих, и привести себе на память неизреченное снисхождение Божие, не возгнушавшегося иметь в родстве с собой и грешников - покаявшихся и не покаявшихся.

Если же нам простой перечень имен ветхозаветных мужей кажется скучным, то в этом виноваты мы сами, наша религиозная необразованность. Как для ученых простой перечень имен великих ученых; как для врачей латинские названия болезней и лекарств представляют интерес, так и людей церковных перечень имен подвижников Ветхого Завета переносит в даль седой древности и пред их глазами встают одна за другой великие личности патриархов, пророков и царей...

Выберем только двух святых из упомянутых в сегодняшнем Евангелии; остановим свое внимание на их духовном облике и поучимся у них.

Вот Авраам, прекрасный видом и чудный своим духовным образом. Как велики его вера и преданность Богу! Он оставляет землю, где рожден, и, повинуясь воле Божией, идет, не зная куда. Идет туда, куда ему Бог укажет. Вот какова его покорность Богу... Не следует ли нам поучиться у него?

А любовь Авраама ко Господу? Он ей приносит в жертву единственного, любимого сына. Когда Господь потребовал показать, кого Авраам больше любит: сына или Господа, то Авраам ни на минуту не останавливается в раздумье и подымает нож над сердцем сына,.. Родители, вам понятна эта жертва отеческого сердца? Сравните же свою любовь ко Господу с этой любовью.

А вот Давид. Какова его любовь ко Господу? Он устраивает роскошную скинию; он в восхищении скачет, играя на гуслях, когда переносят ковчег в скинию. Читайте Псалтирь, - здесь заключены чувства Давида!

Каково его всепрощение... Саул замышляет его убить. А Давид не только не мстит Саулу, но считает его своим царем, оберегает его, а когда Саул умирает, то горько оплакивает его кончину.

Такого же всепрощения исполнен он и в отношении своего сына, поднявшего на отца восстание, лишившего его царского престола и изгнавшего его из родной страны. А каково покаяние Давида, как велико его стенание, глубоко смирение...

Читайте Святую Библию, - и пред вашими глазами пусть чаще встают дивные ветхозаветные мужи. Укрепляйтесь их примерами, совершенствуйтесь в любви. Украшайтесь добродетелями. Совершенствуйтесь, как совершенствовались они; стремитесь, как они стремились ко Господу; плачьте о грехах, как плакали они в своих падениях; смиряйте себя, как смиряли они. Будьте просты, честны, правдивы и нелицемерны, как были люди тех отдаленных веков, - тогда и вы сподобитесь названия детей Авраамовых и возлежания на лоне сего праведника во Царствии Небесном. Аминь.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ ПРОШЕДШЕМУ ГОДУ...

Все люди века сего - торговцы и банкиры, коммерсанты и землепашцы, работники государственных учреждений и частных предприятий - подводят итоги за прошедший год, дабы представить себе, что в прошедший год они получили, что сделали, и что остается в наступающему году.

Поступим же и мы подобным образом в духовной жизни, подводя итоги тому, что мы получили от Бога и от людей в прошедшем году, что сделали мы в отношении Бога и людей, что мы сделали для собственной души и с чем мы встречаем наступающий год - что нам осталось сделать.

Что же получили мы в прошедший год от Бога? Главное - целый год покаяния. Тогда как многие, не приносящие плода смоковницы Садовник срубил, нас - ленивых и грешных - Он целый год терпел в Своем саду (земной Церкви). Ожидая нашего обращения, цвета и плодотворения... Слава Тебе, Всещедрый Господи, за сие долготерпение!

Вспомни каждый по мелочам все, что было с тобой в прошедший год, - и ты увидишь множество доказательств промыслительной заботы и любви к тебе Господа: одного, несмотря на приговор врачей, Господь подымал от смертного ложа; другой избежал сокращения и лишения работы, а отсюда голода, холода и нужды; иному возвращался семейный мир, налаживались добрые семейные отношения; многие в дни скорби и уныния получали неожиданное утешение...

Нет возможности перечислить всех благодеяний, которые Бог посылает людям: и обильный урожай, и хорошая работа, и добрый друг в беде, и слезы покаяния во грехах, и крепость в скорбях, и надежда в страданиях, и участие ближнего, и материальная помощь - все это милости Всевышнего Промыслителя, бывшия в мимошедшее время лета сего.

Немало милостей явлено нам и ближним нашим, их и перечислить нельзя. Тут и участие в беде, и помощь материальная, и ласковое слово, и бодрящее наставление...

Что же мы сами сделали в прошедшем году?

Рассмотрим наши обязанности по отношению к Богу.

Вера в Бога... Окрепла ли она? Не сомневаемся ли мы в бытии Бога, в Его благости, всемогуществе, всеведении?

Надежда на Бога... Возлагаем ли мы свою надежду на Него, предаем ли себя всецело Его воле? Не творим ли своей воли, сознавая, что она противна воле Его? Не унываем ли и не отчаиваемся ли в бедах? Живем ли надеждой на вечную жизнь?

Любовь ко Господу... Занимает ли она в нас первое место? Любим ли мы Господа более всего? Уготовили ли мы свое сердце, очистив его от страстей, для храмины Господу нашему? Творим ли мы волю Его, слушаем ли глас Его, выражая этим любовь к Нему? Помним ли мы Его страдания за нас и чем стараемся возблагодарить Его за эти страдания? В каких делах выразилась наша любовь к Нему?

Рассмотрим и наши обязанности по отношению к ближним.

Что сделали мы для духовного блага ближних своих: заботились ли мы о душе ближних своих? Сколько душ спасли от гибельного пути неверия и греха? Кому помогли побороть его страсти и отстать от греха? Кого подкрепили в скорби, утешили в горе, направили в недоумении, спасли от отчаяния? О многих ли мы горячо молились?

Кому оказывали мы материальную помощь? Накормили ли мы голодного, напоили ли жаждущего? Приютили ли странника и одели ли нагого? Посетили ли больного и понесли ли передачу заключенному? Не забывали ли вдовицы и не пренебрегли ли сиротой? Которую копейку уделяем нищей братии?

Наконец, вспомним об обязанностях в отношении своей собственной души.

Заботились ли мы о спасении души? Боролись ли со злыми навыками, корчевали ли свои страсти, очищали ли душу свою от грехов? Звали ли святое покаяние и возлюбили ли токи слез?

Ловили ли святые семена Евангельского учения? Часто ли мы посещали храмы - дома молитвы, одры умирающих, хижины страждущих и им подобные обители - места научения христианскому благочестию, истинному покаянию и смирению?

Украшали ли убогую душу христианскими добродетелями, починили ли одежду Крещения, разодранную грехами?

Дали ли возможность семенам учения Христова принести плоды, старались ли в своих сердцах удержать и принять их так, чтобы они могли принести плод мног?

Итак, душе, дано тебе еще время для покаяния...

Сбрось же одежды греха и страстей, омойся слезами и облекись в одежды святой любви, всесовершенного смирения и дел милосердия, да пощадит тя Христос Бог, простит твоя лютая, очистит Своею благодатью и восприимет тебя в Свои вечные кровы. Аминь.

(Вернуться к началу)