№ 11-12/2003

Новомученики Егорьевские:

священномученик Николай (Голышев)

священномученик Андрей (Ясенев)

священномученик Николай (Пятницкий)

преподобномученицы Антонина (Новикова) и Надежда (Круглова)



священномученик Николай (Голышев)

Cвященномученик Николай родился 3 мая 1882 г. в селе Губино Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Власия Голышева.

Николай Власиевич окончил земскую школу и в 1903 году поселился в Егорьевске, где устроился работать конторщиком на фабрике Бардыгина. В 1914 году его приняли на работу в городскую управу помощником бухгалтера. В этой должности он проработал до 1917 г , когда устроился в Егорьевском финотделе заведующим сметно кассовым подотделом.

Николай Власиевич был музыкально одаренным человеком, хорошо играл на скрипке. Молиться он ходил в величественный Успенский Белый собор города Егорьевска, где пел на клиросе. 5 ноября 1917 г. Николай Голышев женился на Александре Сергеевне Ермоловой. Во время венчания в Успенском соборе пел сводный хор из певчих всех хоров города. Впоследствии у Николая и Александры Голышевых родилось трое детей: Татьяна, Вера и Сергей. Старшая дочь умерла еще во младенческом возрасте.

В апреле 1920 г. Николай Голышев был рукоположен в сан диакона к Успенскому собору города Егорьевска, где прослужил до 1929 г.

В 1929 г. его рукоположили во священника к Никольскому храму в селе Крутины. На погосте Крутины уже в середине XVI в. стояла деревянная церковь во имя святителя Николая. Каменный храм был построен в 1859 г. Здесь и прослужил отец Николай до ареста.

3 февраля 1931 г. священник Николай Голышев был арестован и обвинен в том, что ведет антисоветскую агитацию, организовал вокруг себя группу, которая под его влиянием также ведет антисоветскую деятельность, направленную против мероприятий советской власти в деревне. В вину священнику, в частности, ставилось то, что он "с 9 марта 1930 года в течение недели ходил по приходу якобы с молебствием, в то время как по церковным правилам в это время никаких хождений с молебствиями не полагалось, результатом чего начался массовый отлив крестьян из колхозов. Так в одной только деревне Холмы вышло 40 хозяйств". После ареста священника заключили в Бутырскую тюрьму.

12 февраля, в день памяти трех вселенских великих учителей и святителей, отец Николай был допрошен. На вопросы следователя священник ответил: "С политикой советской власти, являющейся властью безбожной, я расхожусь, но молюсь за то, чтобы Бог просветил ее. По отношению к советской власти, которая поносит имя Божие, я являюсь ее противником... В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю и показываю: никакой агитации против колхозного движения я не вел, никаких провокационных слухов я не распространял. Виновным себя признаю в том, что в религиозном вопросе я являюсь противником советской власти. Еще признаю себя виновным в том, что отказался подписать протокол описи имущества, а вместо подписи написал, что это есть гонение на меня, как на священнослужителя".

25 февраля 1931 г. тройка ОГПУ приговорила священника Николая Голышева к пяти годам заключения в концлагерь в Сибири. По отбытии наказания отец Николай вернулся на родину и продолжал служить в Никольском храме. Отец Николай много и долго молился дома, стоя на коленях с воздетыми руками. Особенно батюшка любил Псалтырь. Имея большое усердие к богослужению, ревностный пастырь порой даже в полном одиночестве совершал службу, за что нередко получал упреки со стороны жены: "Зачем служить, если в храме никого нет?".

"Служить Богу - моя святая обязанность", - отвечал отец Николай. На праздники и во время постов, когда много богомольцев приходило в храм, чтобы исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн, отец Николай подолгу исповедовал их после вечернего богослужения, пришедшие из дальних деревень могли найти ночлег в церковной сторожке, где жил сам батюшка. Матушка для таких богомольцев готовила что-нибудь поесть. При наступлении Страстной Седмицы отец Николай имел благочестивый обычай ничего не вкушать с Великого Четверга и до самого дня Светлого Христова Воскресения.

Доброта и бескорыстие отца Николая были исполнены христианского смирения. Он помогал косить траву одиноким престарелым женщинам. Бывало, дадут ему рубль за работу, а он его незаметно под скатерку положит. Такая нестяжательность вызывала непонимание в семье, в те тяжелые времена они сами были вынуждены продавать или закладывать свои вещи.

Никольский храм неоднократно подвергался разбойным нападениям местных безбожников. Отец Николай сам дежурил по ночам около храма, стараясь оградить его от бесчинств.

В конце 1930-х гг. власти начали самое беспощадное гонение на Русскую Православную Церковь, поставив перед собой цель физического уничтожения духовенства и верующих, а также закрытие храмов.

В ноябре-декабре 1937 года следователи Егорьевского отделения НКВД допросили четырех лжесвидетелей, которые дали необходимые показания против священника Николая Голышева.

Некий Воронов рассказал, что во время похорон отца в марте 1937 г. отец Николай в проповеди сказал: "Ты, дедушка, отжил свой век, ты был не без греха, но ты веровал в Бога. Но не все такие, как ты, есть у тебя дети, которые другого духа, - ну что же теперь делать, эти дети пошли не по твоим стопам". Сестра Воронова, которая была председателем церковного совета, показала: "Я знаю Голышева как человека контрреволюционно настроенного. Он под прикрытием религии ведет борьбу с советской властью. В 1936 году после обедни в церкви Голышев произносил проповеди среди посетителей церкви, призывал граждан уважать религию, говоря нам, православным, надо подражать святым и православной вере, надо также соблюдать посты, они установлены Богом".

Другой лжесвидетель пересказал следователю разговор священника с прихожанкой, которая сетовала на тяжелую жизнь в колхозе и на свою дочь, которая вышла замуж, но венчаться не стала. Выслушав ее, отец Николай, по его словам, дал ей такой совет: "Ты, матушка, работать в колхоз не ходи, а лучше ходи молиться Богу, а дочке твоей надо повенчаться...".

На праздник Богоявления 19 января 1938 г. сотрудники НКВД арестовали отца Николая и заключили в тюрьму Егорьевского района 23 и 25 января отец Николай был допрошен.

- Круг ваших знакомых в Егорьевском районе и других местах Советского Союза? - спросил следователь.

- Знакомых у меня, кроме Андрея Ивановича Ясенева, ныне благочинного церквей Егорьевского района, не имеется. С ним я по службе встречался в церкви и у него на квартире.

- Ваше отношение к мероприятиям партии и советской власти?

- К мероприятиям советской власти и партии я отношусь с хорошей стороны.

- Органы следствия располагают данными, подтвержденными показаниями свидетелей, о том, что вы систематически занимаетесь клеветой на советскую власть, почему об этом скрываете?

- Клеветой на советскую власть я никогда нигде не занимался

- В октябре 1937 г. при разговоре по вопросу обложения вас, как служителя культа, налогом вы делали клеветнические выпады по адресу советской власти, - почему об этом скрываете?

- Клеветнических выпадов по отношению к советской власти я не делал.

- Следствие располагает данными о том, что на церковные праздники в 1937 г. в церкви селения Бережки вы неоднократно обращались за денежной помощью к верующим и делали вместе с этим клеветнические выпады по адресу советской власти.

- За денежной помощью к верующим на праздники в церкви я действительно обращался, но клеветнические выпады по адресу советской власти не делал...

- Вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении?

- Нет, не признаю.

Через два дня после последнего допроса отец Николай смог передать своей семье записку. "Христос посреди нас! Здравствуй, дорогая Шура и милые деточки Верочка и Сереженька! Молю Бога о вашем благополучии. Я ожидаю этапа, до 4-го едва ли уцелею. На допросе был три раза: 23-го - один раз, и 25-го - 2 раза. Обвиняюсь по 58 статье пункт 10 в том, что я в церкви просил у верующих помощи и клеветал на советскую власть; 2-е - говорил в церкви, чтобы не ходили в колхоз; 3-е - чтобы сплотились за храм и не шли бы за советскую власть. Все обвинения я отрицал, кроме одного, - что просил помощи. Но беда вся в том, что мне не верят, а верят моим предателям, а их много, как говорит следователь. Хотя следствие, как уверяет следователь, не закончено, но думается, что меня больше вызывать не будут, а отправят в Москву. Сегодня вы были у ворот, но я вас не видел. Как бы хотелось вас увидеть. Окно нашей камеры против ворот, если стать у столба, противоположного тюремному дому, хорошо видно, самое удобное время - в 2 часа дня, если в этап не угонят, в это время всегда буду смотреть вас. Относительно пищи обо мне не заботьтесь, хлеба дают 600 грамм, обед из двух блюд и чай три раза, сахару - два пиленых кусочка, заключенные довольны. Белье тоже дают.

Смущают немного сапоги, и то, если разрешат иголки, и те зашью. Забота о вас. У вас нет ничего. Слава Богу, что Верочка получила пенсию. Деньги мне больше не присылайте, а берегите себе, у вас нужды больше. А главное, будьте осторожны, потому что в тюрьме у нас сидят и женщины, и подростки, и старики. Храни вас Господь, мои дорогие, крепитесь и молитесь за меня, не поминайте меня лихом, потому что страдаем мы за мои грехи, а не за те обвинения, которые мне предъявляют. Простите меня Христа ради. Иметь при себе у нас ничего не разрешается, кроме питания и белья. Деньги отбирают. Но мы на них выписываем, что нам потребуется на питание. Я выписал 2 кило черного хлеба и 1 килограмм белого, которые у меня почти целы. Отца Андрея (вероятно, отца благочинного - сост.) видел на следствии. Глазами с ним поклонился, и больше ничего. Целую вас и молю Бога, чтобы Он сохранил вас. Не забывайте Бога, Божию Матерь и святителя Николая, под покровительство святителя Николая я вас отдаю. До гроба любящий вас папочка".

2 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу.

Священник Николай Голышев был расстрелян 17 февраля 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

Память священномученика Николая совершается в день его смерти - 4 (17) февраля, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских - 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

Составитель
священник Максим Максимов

Источники, использованные при составлении жития:
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-75392, д. П-77988.
Монастыри и храмы Московской епархии. М , 1999.

(Вернуться к началу)

священномученик Андрей (Ясенев)

Священномученик Андрей родился 12 августа 1868 г. в селе Ясенок Рязанской губернии в семье диакона Иоанна Ясенева. После окончания в 1889 г. Рязанской Духовной семинарии Андрей Ясенев был рукоположен во диакона. 22 апреля 1891 г. отец Андрей был рукоположен во священника к Владимирской семинарской церкви города Рязани.

С мая 1890 по 1913 г. он исполнял послушание эконома Рязанской Духовной семинарии, а также с 1897 г. заведовал книжным складом Рязанского епархиального училищного совета.

В 1913 г. отец Андрей был назначен служить в Успенскую соборную церковь города Егорьевска и заведующим Вишневской церковноприходской школы и законоучителем Егорьевской церковноприходской школы, Первого женского и Второго мужского городских приходских училищ.

С 1914 г. отец Андрей стал заведующим миссионерской библиотекой. В Егорьевске он служил сначала в Успенском соборе, а затем в храме святителя Алексия, Митрополита Московского, и исполнял обязанности благочинного.

За многолетнее служение Церкви Христовой протоиерей Андрей был награжден митрой и правом совершать Литургию с открытыми царскими вратами до Херувимской песни.

В разгар гонений на Русскую Православную Церковь безбожные власти приняли решение арестовать отца Андрея. 18 января 1938 г. следователь НКВД вызвал на допрос соседа отца Андрея по дому. На вопрос следователя о том, что известно ему об антисоветской деятельности протоиерея Андрея Ясенева, тот ответил: "Через несколько дней после выборов в Верховный Совет я случайно встретился с Ясеневым около дома. Я спросил, ходил ли он голосовать? На это он мне ответил: ходить-то я ходил голосовать, да только ведь вы, коммунисты, все равно выберете того, кого захотите, а нас как преследовали, так и будут преследовать. Напрасно советская власть устраивает гонение на духовенство. Этим она только озлобляет народ, ведь народ еще остался верен Православной Церкви, а если некоторые рабочие и не ходят в церковь, то это только из-за боязни, что их будут преследовать за это, а вот когда сменится власть, увидите, как все пойдут в церковь... Проживая в одном доме с Ясеневым, я часто вижу, как к нему заходят попы и другие служители религиозного культа, а также заходит много неизвестных мне лиц. Иногда засиживаются у него до поздней ночи. О чем у них там идут разговоры, мне неизвестно".

Протоиерей Андрей Ясенев был арестован 23 января 1938 г. и заключен в тюрьму Егорьевского района.

- Следствию известно, что у вас на квартире часто собираются попы и другие лица духовного звания, а также разные другие лица. С какой целью собираются эти лица? - спросил следователь.

- Действительно, у меня бывают священники и другие лица по церковным служебным делам, так как я являюсь благочинным Егорьевского района. Граждане приходят ко мне с просьбами для совершения тех или других религиозных обрядов - похорон, крещения и других.

- При обыске у вас обнаружены списки лиц служителей религиозного культа по Егорьевскому району. В числе прочих вопросов имеется вопрос о судимости. Для чего вам нужно знать сведения об их судимости?

- Форма списка с графой о судимости мне была прислана из Московской Патриархии. Для чего потребовались сведения о судимости служителей, я не знаю.

- При обыске у вас также обнаружены списки лиц церковных советов и двадцаток по церквам Егорьевского района. Причем в списке имеется графа о судимости этих лиц и где они работают. Для чего вам нужны эти списки, и тем более сведения об их месте работы и судимости?

- Списки эти требовались Московской Патриархией.

- У вас при обыске обнаружена записка священника Никольского, который просит вас разъяснить ему, как должна проводиться служба в день выборов в Верховный Совет и должно ли духовенство идти на выборы. Дайте показания по существу этой явно антисоветской записки.

- Мне самому непонятно, почему священник Никольский обратился ко мне с подобным вопросом, так как он должен был знать советскую конституцию. Я ему на эту записку ничего не ответил.

- У вас при обыске обнаружена записка за подписью некоего игумена Пимена из села Ксенофонтова с явно антисоветским клеветническим содержанием на органы советской власти, в которой указанный игумен Пимен пишет, что органы советской власти якобы гоняют крестьян на работу с целью не дать возможности им посещать церковь. Дайте показания по существу этой записки.

- Считаю, что эта записка по своему содержанию действительно является антисоветской клеветой на органы советской власти. Почему же писал мне он об этом, я не знаю. Я ему на эту записку ничего не отвечал.

- Заявляли ли вы в какие-либо органы советской власти о двух этих записках?

- Никаким органам советской власти я об этих записках не заявлял.

- Таким образом, вы скрыли от органов советской власти антисоветские выступления этих лиц?

- Этим фактам я не придавал значения.

- Вы обвиняетесь в активной антисоветской деятельности. Признаете ли себя виновным?

- Виновным себя в антисоветской деятельности я не признаю.

- Следствию известно, что на протяжении ряда лет вы ведете антисоветскую деятельность. Дайте по существу этого вопроса показание.

- Антисоветской деятельности я не вел и не веду.

Следователем был вызван на допрос диакон Кутуков, который 31 января 1938 г. дал показания о том, что отец Андрей группирует вокруг себя духовенство, вернувшееся из лагерей и ссылок, назначает их служить на приходы, вместе с ними активно занимается антисоветской деятельностью, под видом хора группирует монашествующих, многие из которых также отбыли ссылку. 4 февраля следователь допросил отца Андрея еще раз.

- С какого времени вы являетесь благочинным Егорьевского района?

- С ноября 1936 г. Также был благочинным с 1929 по март 1934 г.

- Кем назначаются и по чьему ходатайству служители религиозного культа по Егорьевскому району?

- Служители религиозного культа назначаются епископом. Ходатайство о назначении возбуждается общиной и благочинным. Назначение служителя производится епископом.

- Следствие располагает данными, что вы, используя свое положение благочинного, группировали в городе Егорьевске и Егорьевском районе служителей религиозного культа, ранее судимых за антисоветскую деятельность. Дайте показания, с какой целью вы группировали этих лиц.

- Специально я их не группировал. Служите ли религиозного культа, ранее судимые за антисоветскую деятельность и являющиеся сейчас служителями Церкви в городе Егорьевске и в Егорьевском районе, прибыли с разрешения епископа. Те же служители, которые ранее высылались из Егорьевского района и вновь возвратившиеся в Егорьевский район, получали назначения на должности служителей по их заявлениям, которые я направлял епископу, и только с его разрешения они назначались в ту или иную церковь.

- Следствию известно, что вы, группируя ранее судимых служителей религиозного культа, вели организованную антисоветскую деятельность. Дайте показания, кто из служителей религиозного культа входил в состав контрреволюционной организации?

- Никакой контрреволюционной организации я не создавал и никакой контрреволюционной работы не вел.

27 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила отца Андрея к расстрелу. К этому времени его уже перевели в Таганскую тюрьму в Москве.

Протоиерей Андрей Ясенев был расстрелян 7 марта 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

Память священномученика Андрея совершается в день его смерти - 22 февраля (7 марта), а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских - 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

Составитель
священник Максим Максимов

Источники, использованные при составлении жития:
Архив Московской Патриархии Послужной список.
ГАРФ. Ф.10035, д. 21304.
ГАРФ. Ф. 267, оп. 240, д. 58, cв. 32. 1914.
Монастыри и храмы Московской епархии. М., 1999.

(Вернуться к началу)

священномученик Николай (Пятницкий)

Cвященномученик Николай родился 3 марта 1884 года в городе Лодейное Поле Санкт-Петербургской губернии в семье псаломщика Алексия Пятницкого. По окончании духовного училища он поступил служить псаломщиком в храм в селе Кривой Пояс. В 1910 г. он был переведен в храм в селе Кривандино Егорьевского уезда Рязанской губернии.

В 1913 г. Николай Алексеевич был рукоположен в сан священника к одному из храмов в городе Тюмени. В 1919 г. Тюмень была занята войсками Колчака, вместе с которыми при общем отступлении белых отец Николай дошел до Томска. Когда стало очевидно, что белое движение будет разгромлено, он решил не уходить вместе с белыми за рубеж и вернулся в Тюмень на прежнее место служения. В 1921 году священник был переведен в один из храмов города Ялуторовска Тюменской области и служил здесь до 1931 г.

В 1931 г. Тюменское ОГПУ арестовало священника, и около полугода он находился в тюремном заключении. После освобождения он переехал в Московскую область и служил в храме села Никольский погост.

29 октября 1937 г. отец Николай был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и распространении провокационных слухов о советской власти и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Все обвинения священник отверг.

14 ноября тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Николай Пятницкий был расстрелян 16 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Память священномученика Николая совершается в день его смерти - 3 (16) ноября, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских - 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

Составитель
игумен Дамаскин (Орловский)

Источники, использованные при составлении жития:
ГАРФ. Ф. 10035, д. 19138.

(Вернуться к началу)

преподобномученицы Антонина (Новикова) и Надежда (Круглова)

Преподобномученица Антонина родилась в 1880 г. в селе Горки Зарайского уезда Рязанской губернии в семье владельца кирпичного завода Андрея Новикова.

16 лет она подвизалась послушницей в Троицком монастыре города Егорьевска. С 1918 г., когда обитель была закрыта, Антонина проживала на различных квартирах, продолжая ходить в монастырский храм на службы. В 1929 г. храм был закрыт, и послушница Антонина переехала в село Алешино Егорьевского района, где прислуживала в храме в качестве сторожа церкви. Через два дня после переезда в Егорьевск 19 мая 1931 г. она была арестована и заключена в Егорьевскую тюрьму.

20 мая она была допрошена. "С 8 лет, - показала она о себе, - была у тетки в монастыре в городе Рязани, училась грамоте один год, тетка была в монастыре монахиней. Я часто ездила к ней в гости, была душой отдана вере".

Послушница Антонина была арестована вместе с 29 другими монахинями и послушницами, проживавшими в городе Егорьевске и округе. Среди них была послушница Надежда (Круглова), многие годы подвизавшаяся с послушницей Антониной в одном монастыре.

Преподобномученица Надежда родилась в 1887 г. в деревне Денисове Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Георгия Круглова.

19 мая 1931 г. она была арестована и заключена в Егорьевскую тюрьму.

21 мая ее допросили, "С 9 лет я пошла в школу, - рассказала Надежда о себе, - проучилась три года, после чего пошла помогать родителям по хозяйству... С 20 лет ушла в монастырь, родители этому не препятствовали, там я и жила все время". После закрытия монастыря в 1918 г. послушница Надежда перешла жить на квартиру, продолжая прислуживать в монастырском храме до 1929 г., когда храм был закрыт.

26 мая 1931 г. следователь составил обвинительное заключение, так изложив вину арестованных сестер. "Монашки, после закрытия в 1918 г. Троицкого монастыря города Егорьевска, остались здесь на постоянное жительство, монашествовали и монастырские правила продолжали до последнего времени. Часть монашек купили собственные дома, которые и являлись местом постоянных сборищ и выполнения монастырских правил - молитв. В церковной сторожке при соборе из монашек до последнего времени существовал хор. В 1930 г. общим собранием граждан деревень Савино и Поминово было постановлено старое кладбище закрыть, имеющееся помещение церкви использовать под клуб, открыть новое кладбище. Тогда монашки среди крестьян повели агитацию против закрытия кладбища, в результате общим же собранием постановление о закрытии кладбища было отменено. В последнее время среди крестьян поднялась религиозность, увеличилось количество верующих. Допрошенные монашки виновными себя в антисоветской агитации не признали. Признались лишь в том, что они по выходе из монастыря до настоящего времени продолжали монашествовать".

29 мая 1931 г. тройка при ПП ОГПУ приговорила послушниц Антонину (Новикову) и Надежду (Круглову) к пяти годам ссылки в Казахстан.

Послушница Надежда отбывала наказание в городке Аулиата, в 1934 г. была освобождена, вернулась в Егорьевск и устроилась на работу на фабрику, а затем уборщицей в школе. Поскольку послушница Антонина вернулась из ссылки нетрудоспособной, послушница Надежда приютила ее у себя, взяв на свое иждивение. По возвращении из ссылки обе послушницы восстановили связь с другими монахинями и игуменией монастыря, которая к этому времени вернулась из ссылки и поселилась в Егорьевске.

2 марта 1938 г. послушницы Антонина и Надежда были арестованы и заключены в Егорьевскую тюрьму, а затем переведены в Таганскую тюрьму в Москве.

Следователь добивался от них лжесвидетельств, требовал оговорить друг друга, священника, недавно вернувшегося из ссылки и поселившегося по соседству, и других людей. На все требования следователя они отвечали категорическим отказом.

11 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила послушниц Антонину и Надежду к расстрелу.

Послушницы Троицкого Егорьевского монастыря Антонина (Новикова) и Надежда (Круглова) были расстреляны 20 марта 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребены в общей безвестной могиле.

Память преподобномучениц Антонины и На дежды совершается в день их смерти - 7 (20) марта, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских - 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

Составитель священник Максим Максимов

Источники, использованные при составлении жития:
ГАРФ. Ф. 10035, д. П 75118, д. П 78607.

(Вернуться к началу)